Статья 105.12. Метод сопоставимой рентабельности

1. Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса.

2. Метод сопоставимой рентабельности может использоваться, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать методы, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 105.7 настоящего Кодекса.

3. Для целей настоящей статьи могут использоваться следующие показатели операционной рентабельности, определяемые в соответствии с пунктом 1 статьи 105.8 настоящего Кодекса:

1) рентабельность продаж;

2) рентабельность затрат;

3) рентабельность коммерческих и управленческих расходов;

4) рентабельность активов;

5) иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения.

4. При выборе конкретного показателя рентабельности учитываются вид деятельности, осуществляемый лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, осуществляемые им функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски, полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности, а также экономическая обоснованность такого показателя.

5. Для целей применения настоящей статьи показатели рентабельности используются с учетом следующих особенностей:

1) рентабельность продаж используется при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые не являются взаимозависимыми с ним, а также при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, не являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые являются взаимозависимыми с ним;

2) валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов используется в случаях, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, если лицо, осуществляющее перепродажу, несет незначительные экономические (коммерческие) риски при приобретении и последующей перепродаже товаров в непродолжительный период и при этом существует прямая взаимосвязь между величиной валовой прибыли от продаж лица, осуществляющего перепродажу, и величиной осуществленных им коммерческих и управленческих расходов;

3) рентабельность затрат используется при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве товаров;

4) рентабельность активов используется при производстве товаров (в частности, если анализируемые сделки совершаются лицами, которые осуществляют капиталоемкую деятельность).

6. При использовании метода сопоставимой рентабельности с рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая отвечает следующим требованиям:

1) сторона анализируемой сделки осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;

2) сторона анализируемой сделки принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;

3) сторона анализируемой сделки не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

7. В случае, если сторона анализируемой сделки не отвечает требованиям, предусмотренным подпунктами 1 — 3 пункта 6 настоящей статьи, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.

8. В случае, если рентабельность по контролируемой сделке находится в пределах интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения признается, что цена, примененная в этой сделке, соответствует рыночным ценам.

9. В случае, если рентабельность по контролируемой сделке меньше минимального значения интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения учитывается минимальное значение интервала рентабельности.

Если рентабельность превышает максимальное значение интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения учитывается максимальное значение интервала рентабельности.

На основании учитываемого в соответствии с настоящим пунктом минимального или максимального значения интервала рентабельности осуществляется корректировка прибыли (дохода, выручки) по контролируемой сделке в целях налогообложения.

10. Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рентабельности в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 105.12 НК РФ

Метод сопоставимой рентабельности не является приоритетным для применения. Его применение допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.7 НК РФ).

Однако Налоговым кодексом РФ прямо предусмотрено, что методы, указанные в пп. 2 — 5 п. 1 ст. 105.7 НК РФ (а именно метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли), могут использоваться при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (п. 5 ст. 105.7 НК РФ).

О порядке применения метода сопоставимых рыночных цен при определении доходов (прибыли) для целей налогообложения по группе однородных сделок Минфин России дал разъяснения в Письме от 27 марта 2013 г. N 03-01-18/9692.

Пунктом 5 ст. 105.7 НК РФ установлено, что однородными сделками для целей гл. 14.2 — 14.6 НК РФ признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

Понятие идентичных товаров (работ, услуг) приведено в п. 6 ст. 38 НК РФ, однородных товаров — в п. 7 ст. 38 НК РФ. Определение сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится с учетом положений ст. 105.5 НК РФ. Налоговым кодексом РФ не установлены особенности применения термина «группа однородных сделок».

При использовании метода сопоставимой рентабельности рассчитывается интервал рентабельности в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ. При этом в соответствии с п. 4 ст. 105.12 НК РФ при выборе конкретного показателя рентабельности учитываются вид деятельности, осуществляемый лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, осуществляемые им функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски, полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности, а также экономическая обоснованность такого показателя.

Исходя из совокупности норм НК РФ, по мнению Минфина России, при включении сделок в группу однородных сделок необходимо, чтобы по анализируемым сделкам совпадали:

осуществляемые налогоплательщиком функции;

используемый метод ценообразования;

выбранный показатель рентабельности для анализируемой деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

фактические показатели рентабельности сопоставимых лиц (организаций), определенные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также международными и иными классификаторами), или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами.

При этом Минфин России обратил внимание, что при объединении сделок в группы по вышеуказанным параметрам налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень сделок, входящих в такую группу, руководствуясь при этом принципом полноты и достоверности сопоставимых параметров (Письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. N 03-01-18/9692).

Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.

Метод сопоставимой рентабельности в целом идентичен затратному методу, за исключением того, что:

1) по результатам сопоставления рентабельности корректируется (если необходимо) не цена сделки, а прибыль (доход, выручка) от нее;

2) для расчета используются любые из следующих показателей рыночной рентабельности, определяемые в соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ:

а) рентабельность продаж.

Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость.

Таким образом, рентабельность продаж определяется в следующем порядке:

Рентабельность = Прибыль от продаж : Выручка от продаж, исчисленная

продаж без учета акцизов и НДС

б) рентабельность затрат.

Рентабельность затрат определяется как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг).

Таким образом, рентабельность затрат определяется в следующем порядке:

Себестоимость проданных товаров (работ,

Рентабельность = Прибыль от : услуг) + коммерческие и управленческие

затрат продаж расходы, связанные с продажей товаров

(работ, услуг)

в) рентабельность коммерческих и управленческих расходов.

Рентабельность коммерческих и управленческих расходов определяется как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг).

Таким образом, рентабельность коммерческих и управленческих расходов определяется в следующем порядке:

Коммерческие и управленческие

Рентабельность коммерческих = Валовая : расходы, связанные с продажей

и управленческих расходов прибыль товаров (работ, услуг)

г) рентабельность активов.

Рентабельность активов определяется как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке.

В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рентабельность активов определяется в следующем порядке:

Прибыль Текущая рыночная стоимость активов

Рентабельность = от : (внеоборотных и оборотных), прямо или

активов продаж косвенно используемых в анализируемой сделке

д) иной показатель рентабельности.

При применении метода сопоставимой рентабельности Налоговым кодексом РФ предусматривается возможность использования иного показателя операционной рентабельности при условии, что такой показатель отражает взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения (пп. 5 п. 3 ст. 105.12 НК РФ) (Разъяснения Минфина России «По вопросам применения раздела V.1 НК РФ»).