Статья 105.15. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля

1. Налогоплательщик по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании. Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;

2) в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 настоящего Кодекса, следующие сведения об использованных методах:

обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

указание на используемые источники информации;

расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);

произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 настоящего Кодекса (в случае их осуществления).

2. Налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

3. Указанная в пункте 1 настоящей статьи документация может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

4. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются в следующих случаях:

1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с пунктом 8 статьи 105.3 настоящего Кодекса либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со статьей 105.4 настоящего Кодекса;

2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;

3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса);

4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.6 настоящего Кодекса заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

5. По сделкам, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе представить указанную документацию в добровольном порядке.

6. Детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

Комментарий к Ст. 105.15 НК РФ

Согласно п. 1 ст. 105.15 НК РФ налогоплательщик обязан представлять по требованию ФНС России документацию относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании.

ФНС России в Письме от 30 августа 2012 г. N ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» отмечала, что в п. 1 ст. 105.15 НК РФ не указано, что сделка, в отношении которой нужно составлять и представлять документацию, должна быть контролируемой в соответствии с положениями ст. 105.14 НК РФ. Однако это следует из дальнейших пунктов ст. 105.15 НК РФ.

Поэтому положения ст. 105.15 НК РФ распространяются только на контролируемые сделки, в том числе сделки участника консолидированной группы налогоплательщика, которые согласно положениям ст. 105.14 НК РФ признаются контролируемыми.

Под документацией в целях налогового контроля понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;

2) в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ, — следующие сведения об использованных методах:

обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

указание на используемые источники информации;

расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);

произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с Налоговым кодексом РФ (в случае их осуществления).

Согласно п. 2 ст. 105.15 НК РФ налогоплательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели бы место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставимых сделок.

При оценке содержания, объема и уровня детализации предоставляемой информации, а также принимая во внимание то, что отдельные положения п. п. 1 и 2 ст. 105.15 НК РФ содержат открытые перечни информации, налогоплательщикам необходимо руководствоваться принципом, установленным п. 6 ст. 105.15 НК РФ, согласно которому детальность и основательность представляемой в ФНС России документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

Также необходимо отметить, что общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены ст. 105.3 НК РФ. Положения п. 1 указанной статьи предусматривают, что стороны контролируемой сделки должны определять свои налоговые обязательства исходя из условий сделок, признаваемых в соответствии с разд. V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Возможные искажения в распределении экономических выгод между сторонами контролируемой сделки не должны влиять на их налоговые обязательства.

Следовательно, при составлении документации налогоплательщикам необходимо руководствоваться указанным принципом для обоснования соответствия или несоответствия цен в совершенных контролируемых сделках рыночным ценам для целей налогообложения.

Согласно п. 12 ст. 105.7 НК РФ налогоплательщики не обязаны руководствоваться методами, указанными в п. 1 ст. 105.7 НК РФ, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Из этого следует, что положения НК РФ разграничивают случаи, когда действия налогоплательщика могут быть направлены на реализацию собственной политики в области ценообразования или для целей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (за исключением ситуаций, когда цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) регулируются или устанавливаются в соответствии с законом).

Так, согласно п. 3 ст. 105.3 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены в совершенной контролируемой сделке, в случае если цена в контролируемой сделке не соответствует рыночной цене.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 105.3 НК РФ определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится ФНС России с применением методов, установленных гл. 14.3 НК РФ.

Принимая во внимание абз. 4 п. 5 ст. 105.17 НК РФ, ФНС России не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные разд. V.1 НК РФ. Таким образом, в целях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налогоплательщикам также целесообразно использовать методы, предусмотренные п. 1 ст. 105.7 НК РФ.

Налогоплательщики могут использовать иные методы, не предусмотренные п. 1 ст. 105.7 НК РФ, в случае, если положениями НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения. К таким исключениям, в частности, относятся правила, установленные гл. 25 НК РФ в отношении определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ) и финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 305 НК РФ).

Кроме того, в силу абз. 2 п. 5 ст. 105.17 НК РФ под иным методом также может пониматься комбинация методов, что предусмотрено положениями п. 2 ст. 105.7 НК РФ.

ФНС России также рекомендует осуществлять мониторинг цен в контролируемых сделках и подготовку определенных разделов документации, например, расчет интервалов рыночных цен (рентабельности), в период совершения контролируемой сделки или в период установления цены в контролируемой сделке. Такой подход к процессу подготовки документации соответствует положениям п. 7 ст. 105.8 НК РФ.

При этом в силу п. 7 ст. 105.8 НК РФ при расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке). Согласно абз. 2 п. 7 ст. 105.8 НК РФ к вышеуказанной информации относится информация налогоплательщика о совершенных им сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми.

Истребование документации на основании ст. 105.15 НК РФ осуществляется ФНС России с учетом проведения предварительного анализа сведений о контролируемых сделках, содержащихся в уведомлении, направленном налогоплательщиком в налоговый орган, извещении о контролируемых сделках, выявленных в ходе налоговой проверки, а также сведений, выявленных в результате проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Подготовленная и представленная документация, обосновывающая рыночный уровень цен в контролируемых сделках, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.3 НК РФ, а также будет учитываться ФНС России при проведении предпроверочного анализа, для оценки целесообразности принятия решения о назначении мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14.5 НК РФ.

При этом реализация принципа, установленного п. 6 ст. 105.15 НК РФ, является неотъемлемым требованием к документации, представляемой в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, при соблюдении которого налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.3 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 105.17 НК РФ в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном п. п. 1, 2 и 5 ст. 93 НК РФ, требование о представлении документации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Истребуемая документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования. При этом возможность продления срока представления документации не предусмотрена.

В силу п. 3 ст. 105.15 НК РФ документация может быть истребована ФНС России не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ непредставление в установленные сроки налогоплательщиком запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 105.15 НК РФ налогоплательщики не обязаны представлять документацию в следующих случаях:

1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с п. 8 ст. 105.3 НК РФ либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со ст. 105.4 НК РФ;

2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;

3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений гл. 25 НК РФ);

4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с гл. 14.6 НК РФ заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

В то же время по указанным сделкам налогоплательщик вправе представить документацию в добровольном порядке.

Следует отметить важность своевременной подготовки документации, так как такой подход позволит налогоплательщикам более точно оценить размер будущих налоговых обязательств, необходимость и размер корректировок, использовать наиболее точные и достоверные сведения при подготовке уведомления о контролируемых сделках, направляемого налогоплательщиком согласно п. 1 ст. 105.16 НК РФ в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Подготовка документации в целях налогового контроля может осуществляться как стороной сделки (группы однородных сделок), которой адресовано соответствующее требование ФНС России, так и лицами, являющимися контрагентами по такой сделке. При этом представление указанной документации осуществляется исключительно лицом, которому адресовано соответствующее требование.

Кроме того, при подготовке документации необходимо учитывать, что в силу п. 10 ст. 105.14 НК РФ по заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным ст. 105.14 НК РФ. Следовательно, в отношении налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), будут применяться положения, предусмотренные ст. ст. 105.15 — 105.17 НК РФ.

Также ФНС России отметила, что в целях обеспечения сохранности документации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ, необходимо руководствоваться пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики обязаны в течение 4-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Кроме того, в соответствующих Приложениях к Письму ФНС России от 30 августа 2012 г. N ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» представлены:

рекомендации ФНС России относительно структуры и содержания документации (Приложение 1);

рекомендации ФНС России относительно этапов подготовки документации (Приложение 2).

Рекомендуемое содержание документации, представляемой в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ:

титульный лист: полное и сокращенное наименование налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), идентификационный номер налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), адрес государственной регистрации налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), государственный регистрационный номер налогоплательщика и контрагента по контролируемой сделке (группе однородных сделок), наименование контролируемой сделки (группы однородных сделок);

описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования;

анализ взаимозависимых лиц или описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший контролируемую сделку (группу однородных сделок);

сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ;

выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации;

определение интервала рыночных цен или рентабельности.

Сведения, указанные в документации, должны содержать ссылки на документы и другие источники информации, которые в случае необходимости должны быть представлены по требованию ФНС России, в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

1. Описание основных характеристик сферы (вида)

деятельности налогоплательщика (лиц),

совершившего контролируемую сделку

(группу однородных сделок), необходимое для понимания

особенностей процесса ценообразования

Сведения, содержащиеся в данном разделе:

описание товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемой сделки (группы однородных сделок), их классификация, определение характерных свойств предмета сделки, с целью оценки возможности потенциального сопоставления с однородными (идентичными) товарами (работами, услугами);

существующий уровень конкуренции на рынке в соответствующей сфере деятельности налогоплательщика (основные конкуренты, потребители производимой продукции, поставщики сырья и материалов) и оценка влияния особенностей конкурентной среды на процессы ценообразования;

возможные заменители производимых товаров (работ, услуг) или иные товары, влияющие на процессы ценообразования в данной сфере деятельности;

уровень государственного регулирования в сфере деятельности налогоплательщика и влияние такого регулирования на процессы ценообразования;

выводы относительно вышеуказанных и иных существенных обстоятельств и причин, оказывающих влияние на ценообразование (факторы ценообразования).

2. Описание основных характеристик группы компаний,

в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший

контролируемую сделку (группу однородных сделок)

Сведения, содержащиеся в данном разделе:

структура собственности группы компаний (схема с указанием долей владения, осуществляемых функций и указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются) или часть такой структуры, включающая лиц, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке;

перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);

основные конкурентные преимущества группы компаний (включая перечень материальных и нематериальных активов, оказывающих существенное влияние на ценообразование);

общая характеристика места группы компаний на рынке в соответствующей сфере деятельности (лидер, крупнейшая компания, одна из многих и т.п.);

выводы относительно основных характеристик группы компаний в целом и отдельных сторон контролируемой сделки.

3. Сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ

Сведения, содержащиеся в данном разделе:

основание признания сделки (группы однородных сделок) контролируемой в соответствии с положениями ст. 105.14 НК РФ;

описание контролируемой сделки, условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочая информация о сделке (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ), включая коммерческие и (или) финансовые условия сделки, наименование предмета исполнения сделки (наименование товара, работы, услуги, иного объекта гражданских прав), его количественная характеристика и цена, номер и дата документа, которым оформлена сделка, место и дата совершения сделки;

анализ экономических обстоятельств деятельности сторон при совершении контролируемой сделки;

сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности (абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);

сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и других исключительных прав при наличии соответствующих обстоятельств (абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);

сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке при наличии соответствующих обстоятельств (абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);

вывод относительно характеристики предмета исполнения сделки, коммерческих и (или) финансовых условий сделки, факторах, оказывающих влияние на цену (рентабельность) в сделке, для целей выбора методики ценообразования для целей налогообложения и поиска сопоставимых сделок и (или) организаций.

Функциональный анализ включает:

описание функций, осуществляемых сторонами контролируемой сделки, согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ с расшифровкой расходов сторон контролируемой сделки (группы контролируемых сделок), свидетельствующих о выполнении сторонами своих функций;

описание активов (включая нематериальные активы), используемых каждой стороной для осуществления контролируемой сделки, согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ;

описание рисков, принимаемых каждой из сторон контролируемой сделки, согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ и анализ распределения ответственности между сторонами;

вывод относительно функционального профиля сторон контролируемой сделки.

4. Выбор методики ценообразования

для целей налогообложения и источников информации

В данном разделе приводится обоснование методики ценообразования для целей налогообложения, учитываются относительные преимущества и недостатки каждого метода с учетом сущности контролируемой сделки, экономических обстоятельств деятельности сторон при осуществлении сделок, доступности надежной информации по сопоставимым сделкам и (или) организациям с учетом результатов функционального анализа, в том числе:

описание методики ценообразования (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);

обоснование причин выбора и способа применения используемого метода согласно абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ с учетом сущности контролируемой сделки и выводов функционального анализа, а также пояснения о причинах невозможности или нецелесообразности применения иных методов;

указание на используемые источники информации (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ), обоснование их выбора и порядка их использования (основные и резервные);

экономический анализ (расчет рыночного интервала цен или рентабельности).

Выводом по данному разделу являются выбор и обоснование метода (комбинации методов), а также источников информации, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

5. Определение интервала рыночных цен или рентабельности

Сведения, содержащиеся в данном разделе:

описание подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок и (или) организаций (абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ) с указанием на использованные источники информации и показатели, на основании которых сделан вывод о сопоставимости. При значительном объеме информации рекомендуется представлять ее в электронном виде, например в виде таблицы MS Excel;

описание функций, рисков и использованных активов по выбранным сопоставимым сделкам (организациям), указание качественной и количественной оценки различий с контролируемой сделкой, определение сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок;

описание корректировок, осуществленных налогоплательщиком в целях обеспечения сопоставимости сделок (организаций) по коммерческим и (или) финансовым условиям сделок согласно п. п. 4, 5 ст. 105.5 НК РФ;

расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке (абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ) с учетом выводов разд. 3;

произведенные корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (в случае их осуществления) согласно абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ;

вывод о соответствии цены в контролируемой сделке положениям п. 1 ст. 105.3 НК РФ или представление сведений о произведенных корректировках налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.