Статья 105.20 НК РФ (действующая редакция). Стороны соглашения о ценообразовании

1. Сторонами соглашения о ценообразовании являются налогоплательщик и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в лице его руководителя (заместителя руководителя), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

2. В случае, если заключение соглашения о ценообразовании предусматривается в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении такого соглашения о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства. Порядок заключения такого соглашения о ценообразовании устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Предусмотренное настоящим пунктом соглашение о ценообразовании основывается на взаимном соглашении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства, достигнутом по результатам проведенной с учетом положений главы 20.3 настоящего Кодекса взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

3. В случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков) с указанными организациями может быть заключено многостороннее соглашение о ценообразовании. При этом условия указанного соглашения распространяются на всю группу налогоплательщиков, его заключивших.

При заключении соглашения о ценообразовании, изменении условий и проведении проверки исполнения условий соглашения о ценообразовании в порядке, установленном соответственно статьями 105.22, 105.23 настоящего Кодекса, общие интересы группы налогоплательщиков может представлять одна организация из группы налогоплательщиков, полномочия которой подтверждаются доверенностями, выданными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Налогоплательщик, заключивший соглашение о ценообразовании, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения такого соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Комментарий к Ст. 105.20 НК РФ

Сторонами соглашения о ценообразовании являются:

налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших;

ФНС России в лице его руководителя (заместителя руководителя), если иное не предусмотрено п. 2 ст. 105.20 НК РФ.

А в п. 2 ст. 105.20 НК РФ предусмотрено, что в случае, если заключение соглашения о ценообразовании предусматривается в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении такого соглашения о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 105.20 НК РФ возможно заключение следующих видов соглашений:

1) соглашения о ценообразовании для целей налогообложения между крупнейшим налогоплательщиком и ФНС России (п. 1 ст. 105.20 НК РФ). Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 105.3 НК РФ (Письмо ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения»);

2) соглашения между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков), совершающими однородные контролируемые сделки, и ФНС России (п. 3 ст. 105.20 НК РФ);

3) соглашения между налогоплательщиком, ФНС России и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении такого соглашения в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 105.20 НК РФ).

С целью обеспечения единообразного понимания терминов, связанных с различными видами соглашений, ФНС России использует следующую терминологию:

термин «одностороннее соглашение» используется для любых соглашений, которые заключаются без участия компетентных органов исполнительной власти иностранного государства;

термин «двустороннее соглашение» используется для соглашений, заключаемых с участием органа исполнительной власти иностранного государства соответственно.

Соглашение является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.

Заключение соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам:

согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;

минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.

Также следует отметить, что при условии соблюдения положений заключенного соглашения налогоплательщик может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных ст. 129.3 НК РФ.

Таким образом, заключение соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.

Каждое обращение налогоплательщика о заключении соглашения рассматривается ФНС России на предмет соответствия требованиям, установленным Налоговым кодексом РФ. Факты, изложенные в соглашении, должны быть обоснованы и документально подтверждены, а соответствующие документы в случае необходимости представлены по запросу налогового органа.

Следует отметить, что сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения, в установленном Налоговым кодексом РФ порядке.

Так, если временные и трудовые затраты, связанные с процессом заключения соглашения, выше, чем затраты на осуществление традиционных мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения (подготовка уведомлений, документации об определении цен для целей налогообложения и т.п.), выбор методологии определения цен для целей налогообложения является очевидным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной и достоверной, заключение соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным.

Заключение соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны соглашения не могут быть понуждены к его заключению.

При заключении соглашения ФНС России будет исходить из того, что предлагаемая методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение положений п. 1 ст. 105.3 Кодекса, согласно которым, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

В случае если при рассмотрении заявления о заключении соглашения выявлена информация, в частности, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого соглашения ФНС России будет признано необоснованным (Письмо ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения»).