Статья 105.22 НК РФ (действующая редакция). Порядок заключения соглашения о ценообразовании

1. К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленному налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, прилагаются:

1) проект соглашения о ценообразовании;

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;

3) копии учредительных документов налогоплательщика;

4) утратил силу с 17 марта 2021 г. — Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 6-ФЗ

5) утратил силу с 17 марта 2021 г. — Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 6-ФЗ

6) бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании;

8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.

2. Документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в произвольной форме, если иная форма не установлена законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе запрашивать у налогоплательщика другие, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.

Указанные документы должны быть представлены налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение 10 дней со дня получения соответствующего запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Если запрашиваемые документы не могут быть представлены в установленный настоящим пунктом срок, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, при получении от налогоплательщика, у которого запрошены документы, уведомления о невозможности представления в установленный срок документов и о сроке (при необходимости), в течение которого эти документы могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов. Указанное уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.

3.1. Налогоплательщик вместе с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, представляемым в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса, представляет сведения о подаче контрагентом налогоплательщика в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения такого соглашения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если на дату представления налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого является контрагент налогоплательщика, не подано аналогичное заявление в целях заключения соглашения о ценообразовании, после подачи контрагентом налогоплательщика указанного заявления налогоплательщик должен в письменной форме сообщить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о подаче контрагентом налогоплательщика указанного заявления. Соответствующие сведения представляются налогоплательщиком в срок не позднее шести месяцев со дня представления им заявления о заключении соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, рассматривает заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 — 3 настоящей статьи, в срок не более шести месяцев со дня получения заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком в целях заключения соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не более 24 месяцев со дня получения заявления, а в предусмотренном пунктом 3.1 настоящей статьи случае — со дня получения от налогоплательщика сведений о подаче его контрагентом заявления в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, в целях заключения такого соглашения о ценообразовании.

Срок рассмотрения заявления и других документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в целях заключения соглашения о ценообразовании, предусмотренного пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса, приостанавливается на период представления уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства документов и (или) информации в соответствии с запросом, направленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках проведения с учетом положений главы 20.3 настоящего Кодекса взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Срок рассмотрения представленных налогоплательщиком документов может быть продлен до девяти месяцев в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, — до 27 месяцев.

Основания и порядок продления срока рассмотрения представленных налогоплательщиком документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 — 3 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается одно из следующих решений:

1) решение о заключении соглашения о ценообразовании;

2) мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;

3) решение о необходимости доработки проекта соглашения, в котором федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, предлагает налогоплательщику доработать в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и повторно представить проект соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

6. Соответствующее решение о заключении (об отказе от заключения, о необходимости доработки проекта соглашения) соглашения о ценообразовании (с указанием места, даты и времени подписания соглашения о ценообразовании в случае принятия решения о заключении соглашения о ценообразовании) направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

6.1. В случае принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи, доработанный проект соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, представляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней со дня получения налогоплательщиком соответствующего решения.

7. При повторном представлении проекта соглашения о ценообразовании и документов на основании решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи, или в соответствии с пунктом 8.1 настоящей статьи:

1) государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 133 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, не взимается;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, решение принимается в течение трех месяцев.

8. Основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании, в частности, являются:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) неуплата или неполная уплата государственной пошлины;

3) мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен и (или) методов ценообразования не будет обеспечиваться исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса;

4) недостижение взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства в целях заключения предусмотренного пунктом 2 статьи 105.20 настоящего Кодекса соглашения о ценообразовании;

5) непредставление документов (сведений), предусмотренных пунктами 3 и 3.1 настоящей статьи, в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей;

6) несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании (в том числе в форме непредставления доработанного проекта соглашения о ценообразовании в срок, установленный пунктом 6.1 настоящей статьи);

7) несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания соглашения о ценообразовании (в том числе в форме неявки налогоплательщика (его представителя) для подписания соглашения о ценообразовании в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов).

8.1. В случае принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 8 настоящей статьи, налогоплательщик вправе в течение трех месяцев со дня получения указанного решения повторно представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, проект соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, без участия уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства.

9. Решение об отказе от заключения соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Копия соглашения о ценообразовании, заключенного с налогоплательщиком, направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение трех дней со дня подписания этого соглашения в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

11. Заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленное налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть отозвано указанным налогоплательщиком. При этом уплаченная сумма государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 133 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, не возвращается.

12. Соглашение о ценообразовании может быть изменено в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 105.22 НК РФ

Организация, желающая заключить соглашение о ценообразовании, должна подать в ФНС России соответствующее заявление.

Рекомендованная форма заявления о заключении соглашения приведена в Приложении 2 к Письму ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения».

Заявление о заключении соглашения (заявление о повторном представлении проекта соглашения) составляется на русском языке.

К заявлению прикладывается опись документов, содержащая информацию о номере документа по порядку, наименовании документа, кратком содержании документа, количестве листов документа и наличии электронной версии документа.

Сведения, указанные в документах, должны содержать ссылки на источники информации, которые в случае необходимости должны быть представлены по запросу ФНС России.

В частности, при рассмотрении заявления о заключении соглашения и документов к нему ФНС России может дополнительно запросить:

1) бухгалтерскую (финансовую) отчетность участников контролируемой сделки, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности, при отсутствии этих документов в налоговых органах Российской Федерации;

2) кредитную, тарифную, маркетинговую политику или иные внутренние документы, регулирующие ценовую политику налогоплательщика;

3) договор(договоры), на основании которого(которых) осуществляются контролируемые сделки, являющиеся предметом соглашения, товарные накладные, акты выполненных работ, услуг, иные документы, подтверждающие результаты реализации товаров, оказания работ, услуг (отчеты, заключения, меморандумы и т.п.);

4) учетную политику для целей налогового учета на год, в котором подается заявление о заключении соглашения о ценообразовании, перечень изменений в учетной политике (по сравнению с предыдущим годом) и их влияние на определение налоговой базы;

5) регистры налогового учета доходов, внереализационных доходов, расходов, внереализационных расходов с расшифровкой, в том числе по статьям, контрагентам, операциям (контролируемым сделкам);

6) штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников, обеспечивающих выполнение тех или иных функций, указанных в разд. 3 данного Приложения;

7) паспорт сделки при осуществлении валютных операций между российской и иностранной организациями;

8) выписки по банковским счетам, ведомость банковского контроля в подтверждение фактической оплаты стоимости товара (работы, услуги) в рамках сделки, являющейся предметом соглашения;

9) грузовые таможенные декларации;

10) транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров.

Запрашиваемые документы представляются в виде заверенных копий.

В соответствии с п. 1 ст. 105.22 НК РФ к заявлению налогоплательщика о заключении соглашения, представляемому налогоплательщиком в ФНС России, прилагаются:

1) проект соглашения (в Приложении 3 к Письму ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» приведена Примерная структура соглашения);

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение;

3) копии учредительных документов налогоплательщика;

4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации;

6) бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения. Размер государственной пошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании, заявления о внесении изменений в соглашение о ценообразовании составляет 1 500 000 руб. (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

С 1 января 2015 г. в соответствии с изменениями, которые внесет Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй НК Российской Федерации» размер госпошлины, предусмотренный пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, составит 2 000 000 руб.

Реквизиты для перечисления государственной пошлины размещаются на сайте ФНС России;

8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения.

В Приложении 4 к Письму ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» приведены рекомендации относительно информации, необходимой для заключения соглашения, представления и оформления документов.

Заявление о заключении соглашения и прилагаемая документация направляются в управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством вручения документов по описи либо почтовым отправлением по адресу места нахождения ФНС России.

В связи с тем что как возможность заключения соглашения, так и продолжительность данного процесса в значительной степени зависят от полноты и качества представленной налогоплательщиком информации, чрезвычайно важной является готовность налогоплательщика, обратившегося с заявлением о заключении соглашения, своевременно представлять информацию и пояснения, имеющие значение для целей соглашения.

В случае если по каким-либо причинам после направления заявления налогоплательщик посчитает заключение соглашения нецелесообразным, налогоплательщик может добровольно отозвать свое заявление. При этом государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение заявления, не возвращается.

В Приложении 4 к Письму ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» ФНС России в целях избежания излишнего документооборота рекомендует вместе с заявлением о заключении соглашения, проектом соответствующего соглашения и иными документами, перечисленными в п. 1 ст. 105.22 НК РФ, представлять дополнительную информацию, имеющую значение при заключении соглашения, в виде единого документа в произвольной форме, который учитывает положения гл. 14.2 и 14.3 НК РФ и содержит в том числе следующие разделы.

1. Описание основных характеристик сферы (вида)

деятельности налогоплательщика, обратившегося с заявлением

о заключении соглашения о ценообразовании, необходимое

для понимания особенностей процесса ценообразования

Сведения, содержащиеся в данном разделе:

описание производимых товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемой сделки, их классификация, определение характерных свойств предмета сделки с целью оценки возможности потенциального сопоставления с однородными (идентичными) товарами (работами, услугами);

существующий уровень конкуренции в отрасли (основные конкуренты, потребители производимой продукции, поставщики сырья и материалов) и оценка влияния особенностей конкурентной среды на процессы ценообразования;

возможные заменители производимых товаров (работ, услуг) или иные товары, влияющие на процессы ценообразования в данной отрасли промышленности;

уровень государственного регулирования в отрасли и влияние такого регулирования на процессы ценообразования;

выводы относительно вышеуказанных и иных существенных обстоятельств и причин, оказывающих воздействие на ценообразование (факторы ценообразования).

2. Описание основных характеристик группы компаний,

в которую входит налогоплательщик, обратившийся

с заявлением о заключении соглашения

Сведения, содержащиеся в данном разделе:

структура собственности группы компаний (схема с указанием долей владения и осуществляемых функций) или часть такой структуры, включающая лиц, оказывающих влияние на ценообразование сделок, являющихся предметом соглашения;

основные конкурентные преимущества группы компаний (включая перечень материальных и нематериальных активов, оказывающих существенное влияние на ценообразование);

общая характеристика места группы компаний в отрасли промышленности (лидер, крупнейшая компания, одна из многих и т.п.);

информация о ранее заключенных группой компаний соглашениях о ценообразовании;

выводы относительно основных характеристик группы компаний в целом и отдельных участников контролируемой сделки.

3. Функциональный анализ

Сведения, содержащиеся в данном разделе:

анализ экономических обстоятельств деятельности сторон при осуществлении сделок (с учетом выводов разд. 1 данного Приложения), включая определение коммерческих и (или) финансовых условий сделки;

анализ функций, осуществляемых сторонами сделки (с учетом выводов разд. 2);

анализ активов (включая нематериальные активы), используемых каждой стороной для осуществления сделки;

анализ рисков, принимаемых каждой из сторон;

вывод относительно функционального профиля сторон сделок, являющихся предметом соглашения о ценообразовании.

4. Выбор методики ценообразования

для целей налогообложения и источников информации

В данном разделе приводится обоснование предлагаемой методики ценообразования для целей налогообложения, учитываются относительные преимущества и недостатки каждого метода с учетом сущности контролируемой сделки, экономических обстоятельств деятельности сторон при осуществлении сделок, доступности надежной информации по сопоставимым сделкам и (или) компаниям с учетом результатов функционального анализа, в том числе:

обоснование причин выбора методики ценообразования для целей налогообложения (с учетом выводов разд. 1 — 3);

обоснование выбора источников информации и порядка их использования (основные и резервные);

экономический анализ (расчет рыночного интервала цен или рентабельности);

обоснование необходимости корректировок результатов экономического анализа;

анализ возможного влияния условий соглашения на размер налоговых обязательств сторон контролируемой сделки.

После получения заявления о заключении соглашения и прилагаемой к нему документации ФНС России создает рабочую группу и уведомляет об этом налогоплательщика. После первоначального ознакомления с заявлением о заключении соглашения ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта соглашения и (или) о представлении дополнительной информации.

Совместное обсуждение проекта соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика (полномочия представителей налогоплательщика подтверждаются соответствующей доверенностью) происходит по месту нахождения ФНС России.

На этапе обсуждения проекта соглашения важными являются полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения соглашения.

Рассмотрение проекта соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий 6 месяцев со дня получения документов ФНС России. Указанный срок может быть продлен до 9 месяцев.

В соответствии с п. 2 ст. 105.20 НК РФ налогоплательщик может обратиться с заявлением о заключении двустороннего соглашения, то есть соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Для повышения эффективности процесса заключения соглашения с участием уполномоченного органа исполнительного органа иностранного государства, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки — иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти отвечает рекомендациям ОЭСР и является сложившейся мировой практикой. Также возможно заключение международных соглашений с несколькими иностранными государствами по аналогичной схеме.

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, ФНС России выносит одно из следующих решений:

решение о заключении соглашения. Форма решения о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения утверждена Приказом ФНС России от 26 марта 2012 г. N ММВ-7-13/182@ «Об утверждении форм документов, используемых ФНС России при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и прилагаемых к нему документов» (далее в настоящей главе — Приказ ФНС России от 26 марта 2012 г. N ММВ-7-13/182@);

мотивированное решение об отказе от заключения соглашения. Форма решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения утверждена Приказом ФНС России от 26 марта 2012 г. N ММВ-7-13/182@;

решение о необходимости доработки проекта соглашения. Форма решения о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании для целей налогообложения утверждена Приказом ФНС России от 26 марта 2012 г. N ММВ-7-13/182@.

Соответствующее решение о заключении соглашения (об отказе от заключения соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения) с указанием места, даты и времени подписания соглашения в случае принятия решения о заключении соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

Копия соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется ФНС России в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта соглашения налогоплательщик вправе после доработки проекта соглашения, устранения замечаний и представления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении соглашения. В Приложении 2 к Письму ФНС России от 12 января 2012 г. N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» приведена соответствующая форма такого заявления.

При повторном представлении проекта соглашения и прилагаемых к нему документов ФНС России принимает решение в течение 3 месяцев.