Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее — седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

абзац одиннадцатый (ранее — восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета;

лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

абзац двадцать первый (ранее — восемнадцатый) утратил силу;

место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, — территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

3. Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, — настоящим Кодексом.

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Комментарий к Ст. 11 НК РФ

По общему правилу понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, содержащиеся в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть если определение приведено в тексте НК РФ, то на него и стоит опираться при применении налогового законодательства. Скажем, определения, что считать товарами, работами, услугами, приведены в ст. 38 НК РФ, а, скажем, определение «реклама» в Налоговом кодексе РФ отсутствует. Поэтому нужно опираться на Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

Надо сказать, что термины иногда очень важны. Приведем пример. Организации, которые работают на упрощенной системе налогообложения, не вправе создавать филиалы или представительства. Ведь в таком случае они не смогут применять этот специальный режим налогообложения. Данный запрет установлен пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Однако тут нужно обратить внимание вот на какой нюанс. В Налоговом кодексе РФ есть понятие, что считать обособленным подразделением, но отсутствуют понятия филиала и представительства.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительство — это обособленное подразделение организации, расположенное в другом месте. При этом оно представляет интересы компании и осуществляет их защиту. Понятие филиала несколько шире. Помимо перечисленных функций, филиал организации может осуществлять все функции предприятия. Обратите внимание: и филиал, и представительство должны быть указаны в учредительных документах организации.

В отличие от гражданского законодательства Налоговый кодекс не требует, чтобы обособленное подразделение было обязательно упомянуто в организационных документах организации. Вот и получается, что обособленное подразделение может открыть любая фирма и указывать его в распорядительных документах не обязательно. А раз так, то ни о каком филиале или представительстве говорить не приходится. Следовательно, даже при наличии подобных подразделений компания вправе применять упрощенную систему налогообложения. Именно к таким выводам приходят и чиновники в своих разъяснениях (Письмо Минфина России от 18 января 2008 г. N 03-11-02/5).

Кроме того, укажем еще на одно последствие признания созданного организацией рабочего места обособленным подразделением организации. Признание созданного организацией рабочего места обособленным подразделением организации повлечет для нее необходимость постановки на налоговый учет по месту его нахождения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, определяемое адресом.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Создание рабочих мест является определяющим критерием для признания подразделения обособленным.

При этом обособленное подразделение образуется и в том случае, когда по месту его нахождения оборудовано только одно рабочее место.

Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Об этом сказано в Постановлениях ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. N Ф08-4234/2006-1814А и от 29 ноября 2006 г. N Ф08-6161/2006-2552А.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2010 г. N А75-430/2010 указывается, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 83 НК РФ.

Следовательно, создание рабочего места на срок более одного месяца вне места нахождения самой организации признается обособленным подразделением, и организация обязана встать на учет по месту нахождения такого обособленного подразделения (Письмо УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. N 16-15/033302@ «Об обязательной постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего одно рабочее место»).

При этом в случае, если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения организации, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения организации (Письмо Минфина России от 23 января 2013 г. N 03-02-07/1-15).

Также обратим внимание, что к созданию обособленного подразделения может привести и осуществление деятельности организации вне места ее нахождения вахтовым методом. Так, Минфин России в Письме от 12 октября 2012 г. N 03-02-07/1-250 указал, что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места нахождения общества в срок, превышающий один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

При этом Минфин России обратил внимание, что в случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).

В частности, с учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, к созданию обособленного подразделения организации вне места ее нахождения может привести заключение трудового договора с надомником.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

дата начала работы;

трудовая функция;

режим рабочего времени;

условия оплаты труда;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы.

В соответствии со ст. 310 Трудового кодекса РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.

Согласно п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 ст. 83 НК РФ установлено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации принимает решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых организация осуществляет деятельность вне места ее нахождения, в том числе договора, заключенного между этой организацией и ее работником (Письмо Минфина России от 12 октября 2012 г. N 03-02-07/1-252, Письмо ФНС России от 18 января 2011 г. N ПА-4-6/449).

Хотя ранее Минфин России приходил к выводу, что если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту выполнения трудовых функций таким работником у данной организации не возникает (Письмо от 24 мая 2006 г. N 03-02-07/1-129).

Указанный вывод может следовать из положений Трудового кодекса РФ и Конституции РФ. Ведь в соответствии с Трудовым кодексом РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Однако в силу ст. ст. 24 и 25 Конституции РФ, гарантирующих неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь, жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может находиться под контролем работодателя ни прямо, ни косвенно. К таким выводам приходила и судебная практика. Например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. N КА-А40/817-09 и от 20 декабря 2010 г. N КА-А41/15744-10 указывается, что такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

Надомниками согласно ст. 310 Трудового кодекса РФ считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В случае использования надомником своих инструментов и механизмов ему должна выплачиваться компенсация за их износ. Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном трудовым договором.

Формулировка, указанная в ст. 310 Трудового кодекса РФ, может означать следующее: если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником (то есть если надомник использует для организации работы принадлежащее ему имущество, например компьютер), то обязанности по постановке на учет в налоговом органе в связи с созданием обособленного подразделения организации по месту выполнения трудовых функций с таким работником у данной организации не возникает.

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в настоящей главе — Закон N 94-ФЗ) п. 2 ст. 11 НК РФ был дополнен абзацем следующего содержания: «коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.»

На очередной календарный год коэффициент-дефлятор рассчитывается следующим образом:

Коэффициент- Коэффициент-дефлятор, Коэффициент, учитывающий

дефлятор К1 на применяемый в изменение потребительских цен

очередной = предшествующем x на товары (работы, услуги) в

календарный год календарном году предшествующем году

Таким образом, коэффициент-дефлятор К1 — коэффициент, который учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в году, предшествующем текущему календарному году, и устанавливается Минэкономразвития России на каждый календарный год.

На 2015 г. в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» были установлены:

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,307;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,798;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 11 НК РФ дополняется определениями новых понятий.

Так, в абз. 7 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «иностранная структура без образования юридического лица». Так, под иностранной структурой без образования юридического лица понимается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В абз. 8 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «иностранные финансовые посредники», под которыми понимаются иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «публичные компании». К ним относятся российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.

Вышеуказанные изменения внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».