Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа

Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

Комментарий к Ст. 133 НК РФ

Согласно п. 2 ст. 60 НК РФ поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

За нарушение банком установленного Налоговым кодексом РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа ст. 133 НК РФ содержит ответственность в виде взыскания штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

При этом следует отметить, что, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 декабря 2006 г. N 7619/06 по делу N А55-17043/05-6, ответственность, предусмотренная ст. 133 НК РФ, наступает лишь в случае нарушения банком срока, установленного п. 6 ст. 60 НК РФ, данная ответственность не может быть применена к банку за иные нарушения порядка исполнения платежного поручения, в том числе и за неправильное указание кода бюджетной классификации.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок исполнения поручений о перечислении налогов или сборов. При этом банк нарушает целый ряд норм настоящего Налогового кодекса, в частности ст. ст. 23, 31, 45, 46, 48, 58, 60 НК РФ.

Объективная сторона данного деяния характеризуется рядом важных особенностей. При этом нужно учесть следующее:

а) банк или иная кредитная организация нарушает срок исполнения поручения не только об уплате налога, но и об уплате сбора;

б) срок исполнения поручения определяется по правилам ст. ст. 46, 60 НК РФ. Поручение на перечисление суммы налога или сбора должно быть исполнено банком с рублевого счета в течение одного операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения. При наличии денежных средств на счете плательщика налогов банк не вправе задерживать исполнение поручения. При недостаточности денежных средств на счете упомянутое выше поручение исполняется в порядке очередности, установленном гражданским законодательством;

в) не любое нарушение срока исполнения поручения имеется в виду в п. 1 комментируемой статьи, а лишь нарушение срока исполнения:

— платежного поручения налогоплательщика и плательщика сбора, но не инкассового поручения (распоряжения) налогового органа (мы будем говорить об этом ниже);

— платежного поручения налогового агента (ст. 24 НК РФ).

Однако поручения иных лиц в комментируемой статье не имеются в виду (равно как и решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и иного обязанного лица). Объективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь постольку, поскольку банк не исполняет в установленный срок именно платежное поручение плательщика налогов, налогового агента, но не инкассовое поручение налогового органа.

Субъектами данного правонарушения могут быть лишь организации, но не физические лица. Осуществление банковской деятельности действующее гражданское законодательство разрешает лишь:

банкам (ст. ст. 1, 5 Закона о банках);

иным (небанковским) кредитным организациям (ст. ст. 1, 5, 15 Закона о банках).

Ни физические лица, ни коммерческие организации не могут осуществлять банковскую деятельность, а значит, не могут выступать субъектами данного правонарушения. Не относятся к субъектам деяния, предусмотренного в комментируемой статье, кассы органов местного самоуправления и государственные организации связи, упомянутые в ст. ст. 45, 58 НК РФ.

Субъективная сторона анализируемых деяний характеризуется лишь прямым умыслом: банк осознает, что нарушает установленный порядок исполнения поручений, предвидит, что в результате соответствующие денежные средства не поступят в бюджет (внебюджетный фонд), и желает наступления таких последствий.

Анализируя меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей, можем сделать вывод, что правила ст. ст. 112, 114, 133, 136 НК РФ устанавливают, что положения п. п. 3 (об уменьшении размеров штрафов) и 4 (об увеличении размера штрафов) ст. 114 НК РФ с учетом положений ст. 112 НК РФ подлежат применению и в данном случае.