Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 134 НК РФ

Порядок приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей установлен ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Статья 134 НК РФ предусматривает ответственность за исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, и влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тыс. руб.

Объектом правонарушения является установленный порядок исполнения решений налоговых органов. Непосредственным объектом деяния, предусмотренного комментируемой статьей, является нарушение банком порядка исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика налогов, налогового агента, инвестиционного товарищества. Опасность данного деяния состоит в том, что страдают законные права налоговых органов, сбивается их нормальное функционирование. Кроме того, возникают благоприятные условия для совершения таких налоговых правонарушений, как неуплата налога, сокрытие доходов от налогообложения и др.

Проводя анализ объективной стороны правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо учесть следующее:

а) решение налогового органа, упомянутое в ст. 134 НК РФ, принимается руководителем (или его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога плательщику налогов или налоговому агенту, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах (ст. ст. 57, 76 НК РФ). При этом нужно помнить, что решение о приостановлении операций по счетам в банке может быть принято налоговым органом только одновременно с вынесением решения о взыскании налога (см. об этом ст. ст. 46 — 48 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком. Само приостановление операций действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Правонарушение как раз в том и состоит, что банк игнорирует упомянутое выше решение;

б) деяние, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только в форме активного поведения, т.е. действий. Невозможно данное деяние совершить в форме бездействия;

в) исполнение банком поручения образует признаки объективной стороны анализируемого деяния, если это поручение исходит от владельца счета. Однако не любой владелец счета имеется в виду, а лишь налогоплательщик, плательщик сбора, налоговый агент, инвестиционное товарищество.

Если же банковский счет принадлежит, например, иным лицам, то платежные поручения, исходящие от последних, не имеются в виду. Не подпадают под действие комментируемой статьи и случаи исполнения банком так называемых инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов:

поручение плательщика налогов (налогового агента) состоит в том, чтобы денежные средства были перечислены не в бюджет (внебюджетный фонд), а другому лицу (например, контрагенту по договору, самому банку и т.д.);

исполнение имело место при наличии у банка неотмененного решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика налогов (налогового агента). Следует иметь в виду, что такое приостановление отменяется специальным решением налогового органа (которое должно быть доведено до банка) не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) решения о взыскании налога (п. 6 ст. 76 НК РФ).

Даже если такое решение (об отмене) налоговым органом уже принято, но не доведено до банка (т.е. когда в банке такое решение фактически отсутствует, не имеется в наличии), то и в этом случае банк не вправе исполнять поручение налогоплательщика (налогового агента) о перечислении денежных средств другому лицу; в противном случае банк совершает правонарушение, предусмотренное данной статьей НК РФ;

исполняется поручение, не связанное с исполнением требования, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед требованием налогового органа об уплате причитающихся сумм налогов или сборов. К числу требований, исполнение которых имеет преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, в частности, относятся требования, связанные:

— со списанием денег по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

— со списанием денежных средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору;

— со списанием по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС;

г) специфика объективной стороны деяния, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в том, что правонарушитель, исполняя платежное поручение (несмотря на решение налогового органа о приостановлении операций по банковскому счету), исходящее от налогового агента, плательщика налогов, нарушает также порядок перечисления сборов. Говоря другими словами, в комментируемой статье речь идет о правонарушении, связанном с отношениями по уплате сборов, а не только налогов.

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием только прямого умысла: невозможно себе представить ситуацию, что банк (имея в наличии неотмененное решение налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента) совершает данное правонарушение по неосторожности либо с косвенным умыслом.

Говоря другими словами, банк осознает, что нарушает установленные правила совершения операций по счету (при наличии указанного выше решения налогового органа), предвидит, что в результате исполнения поручения налогоплательщика (налогового агента) в бюджет (внебюджетные фонды) не поступят соответствующие денежные средства, а решение налогового органа о взыскании суммы налога (оно также передается в банк) останется неисполненным, и желает наступления именно таких последствий.

Субъектом данного правонарушения является не сам плательщик сбора, налогоплательщик (налоговый агент), который передал в банк поручение о перечислении денежных средств, а именно банк. При этом следует учесть, что в комментируемой статье имеются в виду:

1) непосредственно банки;

2) иные (небанковские) кредитные организации. А это означает, что субъектом деяния, предусмотренного ст. 134 НК РФ, не могут являться:

— физические лица (в том числе и индивидуальные предприниматели);

— некоммерческие организации: по законодательству они не вправе осуществлять банковскую деятельность.

Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.