Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

1. Российские организации, соответствующие условиям, предусмотренным настоящей статьей, вправе создать консолидированную группу налогоплательщиков.

Условия, которым должны соответствовать участники консолидированной группы налогоплательщиков, предусмотренные настоящей статьей, применяются в течение всего срока действия договора о создании указанной группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

1) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

2) в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

4. Присоединение новой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков возможно при условии, что присоединяемая организация соответствует условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, на дату своего присоединения.

5. Все в совокупности организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

2) суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

6. Участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут являться следующие организации:

1) организации, являющиеся резидентами особых экономических зон;

2) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

3) банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками;

4) страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями;

5) негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками;

7) организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков;

8) организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

9) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

10) организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес;

11) клиринговые организации;

12) кредитные потребительские кооперативы;

13) микрофинансовые организации;

14) организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны.

7. Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на пять налоговых периодов по налогу на прибыль организаций.

Комментарий к Ст. 25.2 НК РФ

Статья 25.2 НК РФ устанавливает условия, которым должны отвечать российские организации, создающие консолидированную группу налогоплательщиков.

К данным условиям относятся следующие:

1. Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций. Доля такого участия в каждой организации должна составлять не менее 90%. Таким образом, в состав участников консолидированной группы налогоплательщиков обязательно должна входить организация, непосредственно и (или) косвенно участвующая в уставном (складочном) капитале других организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков с долей участия в каждой такой организации не менее 90%. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Минфин России в своем Письме от 2 марта 2012 г. N 03-03-10/19 разъяснил, что данное условие может подтверждаться:

выписками из Единого государственного реестра юридических лиц;

копиями учредительных документов;

выписками из реестров акционеров акционерных обществ;

списками участников общества с ограниченной ответственностью, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица;

расчетами доли непосредственного и (или) косвенного участия.

При этом Налоговый кодекс РФ допускает возможность создания консолидированной группы налогоплательщиков организациями, в уставном капитале которых непосредственно и (или) косвенно участвует организация, не являющаяся, в свою очередь, участником консолидированной группы налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 2 августа 2012 г. N 03-03-10/87).

Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном Налоговом кодексом РФ, а именно ст. 105.2 НК РФ.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей — непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

Долей косвенного участия одной организации в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

При этом суммирование произведений долей прямого участия осуществляется в случае, когда определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации (Письмо Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 03-01-07/5-13).

Также Минфин России в своем Письме от 2 марта 2012 г. N 03-03-10/19 указал, что при создании КГН в целях соблюдения условий, установленных п. 2 ст. 25.2 НК РФ, необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях организаций, как обыкновенных, так и привилегированных.

Документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.

В случае если у владельцев привилегированных акций не возникло право принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса, их привилегированные акции не будут рассматриваться голосующими при условии документального подтверждения данного обстоятельства.

Пример. Если ОАО владеет 75% уставного капитала ЗАО, что составляет 100% обыкновенных акций, в то время как другие акционеры владеют 25% уставного капитала ЗАО, являющимися привилегированными акциями (без права голоса на общем собрании акционеров), следовательно, для целей определения доли участия одной организации в другой при создании КГН на долю ОАО приходится 100%-ный пакет голосующих акций ЗАО (Письмо Минфина России от 2 марта 2012 г. N 03-03-10/19).

2. Сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна являться российской организацией, не находиться в процессе реорганизации или ликвидации.

Данное условие подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц (Письмо ФНС России от 13 января 2012 г. N ЕД-4-3/162@ «О направлении Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120»).

3. В отношении организации — стороны договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Указанное условие подтверждается справкой, составленной организацией — стороной договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

За исключением случаев, прямо установленных законодательством, указанные документы должны быть составлены на актуальную дату, не позднее месяца, предшествующего дате их представления в налоговый орган (Письмо ФНС России от 13 января 2012 г. N ЕД-4-3/162@ «О направлении Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120»).

4. У организации — стороны договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков размер чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, должен превышать размер ее уставного складочного капитала.

Таким образом, соблюдение условия по размеру чистых активов проверяется на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков).

Данное условие подтверждается расчетом, составленным организацией — стороной договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков на основании бухгалтерской отчетности с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Налоговым органам надлежит учитывать положения данного Письма при рассмотрении документов, представленных для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (Письмо ФНС России от 13 января 2012 г. N ЕД-4-3/162@ «О направлении Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120»).

Под стоимостью чистых активов понимается разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются (Порядок определения стоимости чистых активов (далее — Порядок определения стоимости чистых активов), утвержденный Приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов»).

Порядок определения стоимости чистых активов вправе применять:

а) акционерные общества;

б) общества с ограниченной ответственностью;

в) государственные унитарные предприятия;

г) муниципальные унитарные предприятия;

д) производственные кооперативы;

е) жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства.

При этом принимаемые к расчету активы включают все активы организации, за исключением дебиторской задолженности учредителей (участников, акционеров, собственников, членов) по взносам (вкладам) в уставный капитал (уставный фонд, паевой фонд, складочный капитал), по оплате акций.

Принимаемые к расчету обязательства включают все обязательства организации, за исключением доходов будущих периодов, признанных организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.

Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета. При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе организации (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса (п. п. 5 — 7 Порядка определения стоимости чистых активов).

Все вышеуказанные условия подтверждаются документами, заверенными ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков (пп. 3 п. 6 ст. 25.3 НК РФ).

Присоединение новой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков возможно при условии, что присоединяемая организация на дату своего присоединения соответствует вышеперечисленным условиям 2 — 4.

5. Совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 млрд руб.

Для осуществления контроля за соблюдением условия создания КГН, предусмотренного пп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ, платежные документы на уплату налогов теми участниками КГН, за счет которых обеспечен необходимый размер совокупной суммы уплаченных налогов (с учетом необходимой информации о проведении зачетов по указанным налогам), могут быть достаточным подтверждением данного условия.

При этом непредставление документов, подтверждающих уплату налогов каждым из остальных участников данной КГН, не является основанием для отказа в регистрации договора о создании КГН (Письмо ФНС России от 17 января 2013 г. N ЕД-4-3/364 «О представлении документов, подтверждающих условия создания КГН»).

Необходимо учитывать, что при формировании совокупной суммы налогов для целей применения пп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 45 НК РФ о том, когда обязанность по уплате налогов следует считать исполненной, в сумму уплаченных налогов включаются:

поступления денежных средств в уплату по НДС, акцизам, налогу на прибыль организаций и НДПИ по расчетным документам, в которых показатель «Дата списания со счета плательщика» (поле 71) относится к календарному году, предшествующему году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, и зачисленные на соответствующие счета органов Федерального казначейства. Данные поступления учитываются независимо от того, относится ли уплаченный налог к категории излишне уплаченных либо излишне взысканных;

суммы налогов, не являющихся НДС, акцизами, налогом на прибыль организаций и НДПИ, зачтенных в порядке, предусмотренном ст. ст. 78, 79 НК РФ, в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на соответствующий календарный год;

суммы НДС и акцизов, зачтенные в порядке, предусмотренном ст. ст. 176, 176.1, 203 НК РФ, в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на вышеуказанный период.

Совокупная сумма налогов уменьшается на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. ст. 78, 79 НК РФ, принято решение о возврате или решение о зачете в счет погашения задолженности по иным налогам (сборам).

Не участвуют в расчете совокупной суммы налогов:

суммы НДС, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. ст. 176, 176.1 НК РФ, принято решение о возврате;

суммы акцизов, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ, принято решение о возврате (Письмо ФНС России от 29 декабря 2011 г. N АС-4-3/22569@).

Применительно к создаваемым с 1 января 2013 г. консолидированным группам налогоплательщиков величина совокупной суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых определяется по результатам уплаты указанных сумм в течение 2012 г.

6. Суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 млрд руб.

Соблюдение данного условия может подтвердить отчет о финансовых результатах за предшествующий год каждого из участников КГН, который заверяется ответственным участником КГН.

Суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов устанавливается по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2012 г. (Письмо ФНС России от 29 декабря 2011 г. N АС-4-3/22569@).

7. Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 млрд руб.

Соблюдение данного условия должно быть подтверждено бухгалтерским балансом за предшествующий год каждого из участников КГН, заверенным ответственным участником консолидированной группы.

Совокупная стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2012 г. (Письмо ФНС России от 29 декабря 2011 г. N АС-4-3/22569@).

Указанные условия должны соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. При этом соответствие отдельным названным выше условиям проверяется не регулярно, а на определенную дату, например:

условие 4 необходимо выполнить на последнюю дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, предшествующую дате представления в налоговую инспекцию договора о создании консолидированной группы (Письмо Минфина России от 2 августа 2012 г. N 03-03-10/87, Письмо ФНС России от 19 сентября 2012 г. N ЕД-4-3/15572@). Невыполнение данного условия по состоянию на иные отчетные даты не является основанием для внесения изменений в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков и не влечет прекращения действия указанной группы (Письмо Минфина России от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/385);

условия 5 — 7 проверяются только на момент регистрации договора о создании консолидированной группы (Письмо Минфина России от 13 июня 2012 г. N 03-03-10/67).

Однако, несмотря на соблюдение всех вышеперечисленных условий, некоторые организации не могут быть участниками КГН, а именно:

1) организации, являющиеся резидентами особых экономических зон;

2) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

3) банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками;

4) страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями;

5) негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками;

7) организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков;

8) организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ;

9) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ;

10) организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес;

11) клиринговые организации.

Данный перечень организаций указан в п. 6 ст. 25.2 НК РФ.

Отметим, что в вышеуказанный перечень были внесены изменения. Так, Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. N 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» расширили состав организаций, которые не могут быть участниками КГН.

К таким организациям стали относиться:

кредитные потребительские кооперативы. Кредитный потребительский кооператив — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пп. 2 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

микрофинансовые организации. Микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон N 151-ФЗ) (пп. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ);

организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны.

Информация о том, что организации не являются резидентами особых экономических зон, о которых речь идет в пп. 1 п. 6 ст. 25.2 НК РФ, может подтверждаться сведениями из реестра резидентов особых экономических зон, размещенными на официальном интернет-сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Информация о том, что организация соответствует условиям, изложенным в пп. 3 — 6, 11 п. 6 ст. 25.2 НК РФ, может подтверждаться сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц об отсутствии или наличии у организации соответствующей лицензии, а также сведениями, размещенными на официальных интернет-сайтах Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам.

При необходимости налоговый орган, осуществляющий регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, направляет соответствующий запрос в вышеуказанные органы государственной власти.

При проверке соответствия участников создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков критериям, изложенным в пп. 3 — 6, 11 п. 6 ст. 25.2 НК РФ, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела — юридического лица в силу пп. 2 п. 3 ст. 4.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» должно содержать указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устав негосударственного пенсионного фонда должен содержать полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова «негосударственный пенсионный фонд».

С целью проверки соответствия участников создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков критериям, изложенным в пп. 2, 7 — 9 п. 6 ст. 25.2 НК РФ, налоговому органу, осуществляющему регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, необходимо направить соответствующие запросы в налоговые органы по месту учета данных налогоплательщиков.

Информацию о том, что организация не является налогоплательщиком налога на игорный бизнес, следует проверять с использованием сведений, содержащихся в базах данных ЕГРН.

Указанные запросы в территориальные налоговые органы по месту нахождения организаций — сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должны быть направлены налоговым органом, осуществляющим регистрацию договора или соглашения об изменении договора, в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган. Копии указанных запросов направляются в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, которые контролируют исполнение подведомственными территориальными налоговыми органами запросов налоговых органов, осуществляющих регистрацию договора или соглашения об изменении договора. Исполнение запросов и проверка их управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации осуществляется в течение семи рабочих дней со дня получения запросов.

Данные разъяснения даны в Письме ФНС России от 29 декабря 2011 г. N АС-4-3/22569@ «О регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков».