Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Комментарий к Ст. 34.2 НК РФ

Настоящая статья раскрывает полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.

Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ:

дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов (Письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. N ГД-4-3/21097 «О направлении письма Минфина России»).

Минфин России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пункт 3 ст. 34.2 НК РФ говорит, что Минфин России и финансовые органы субъектов РФ дают свои разъяснения в пределах своей компетенции в течение 2 месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководства финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В завершение добавим, что Конституционный Суд РФ в Определении от 2 октября 2007 г. N 632-О-Р постановил: налогоплательщик вправе обжаловать любое письмо Минфина.

Судьи пришли к выводу, что если какое-то разъяснение главного финансового ведомства затрагивает права и интересы налогоплательщиков или чиновники трактуют спорные нормы НК РФ в свою пользу, дают фактические указания налогоплательщику, что он должен заплатить тот или иной налог, то организации и предприниматели могут обжаловать его в арбитражном суде. При этом не имеет значения, является ли оспариваемое письмо ответом на частный запрос, адресовано неопределенному кругу лиц или направлено для применения в работе налоговым органам.

Надо сказать, что Конституционный Суд РФ поставил точку в давнем споре чиновников и налогоплательщиков о том, можно ли обжаловать письма Минфина России. Впрочем, и сейчас такого же мнения придерживаются арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 марта 2007 г. N А56-56072/2005.

Сами чиновники неоднократно утверждали, что их разъяснения не относятся к нормативно-правовым актам. Ведь если в письмах содержатся ответы на общие или частные вопросы, касающиеся деятельности компаний и предпринимателей, их нужно воспринимать просто как позицию министерства. Более того, Минфин не раз подчеркивал, что его письма не являются обязательными для исполнения ни налогоплательщиками, ни инспекторами (Письмо от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138). То есть оспорить их нельзя. После обнародования Определения Конституционного Суда РФ очевидно, что арбитражные суды будут занимать сторону налогоплательщика еще чаще.