Статья 346.1. Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе — единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.

3. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу с 1 января 2010 г.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).

Абзац пятый утратил силу с 1 января 2010 г.

Иные налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний.

5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Комментарий к Ст. 346.1 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 346.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается Налоговым кодексом РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с гл. 26.1 НК РФ, осуществляют переход на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке.

Понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя содержится в ст. 346.2 НК РФ.

Специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, до начала 2015 г. освобождались от обязанности по уплате:

— налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ); — налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:

— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

— налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

При этом и те и другие не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями п. 3 ст. 346.1 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что:

1) организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ);

2) индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей налоговых агентов. А с 1 января 2015 г. к указанным обязанностям добавляются еще обязанности контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний (п. 4 ст. 346.1 НК РФ).

Обратим внимание, что согласно п. 2 ст. 411 НК РФ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), освобождаются от уплаты торгового сбора, введенного гл. 33 НК РФ, по видам предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен торговый сбор.

Отметим, что одно время среди законодателей обсуждался вопрос об отмене системы налогообложения в виде ЕСХН.

При этом Минсельхоз России не поддерживал предложение об отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).

К его аргументам в пользу сохранения этого спецрежима относятся аргументы о том, что:

— в соответствии со ст. ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2013 г. единый сельскохозяйственный налог в размере 100% зачисляется в бюджеты городских округов, в местные бюджеты. В связи с этим отмена единого сельскохозяйственного налога окажет отрицательное влияние на доходы местных бюджетов;

— согласно данным отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленным органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, за 2011 г., 14 581 сельскохозяйственный товаропроизводитель (68% от общего их числа) является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога, выручка от реализации продукции их составляет 46% от общей выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Минфин России же придерживается другой точки зрения. При этом он приводит аргументы о том, что

п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вносится изменение в ст. 284 НК РФ в части установления с 1 января 2013 г. для сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговой ставки в размере 0% без ограничения срока ее действия. Установление на бессрочной основе нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей (мера, которая принималась как временная — на период перехода сельскохозяйственных производителей на новый налоговый режим) позволяет признать правомерной постановку вопроса об отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который может быть рассмотрен с учетом динамики численности налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога в 2013 — 2014 гг.

(Письмо Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-00-08/33).