Статья 346.35. Общие положения

1. Настоящая глава устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и отвечают следующим условиям:

1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», и признания аукциона несостоявшимся;

2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;

3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

2. Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

соглашение о разделе продукции;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

3. В целях настоящей главы цена продукции (цена нефти) применяется для определения объема компенсационной продукции, передаваемой инвестору, для раздела прибыльной продукции в стоимостном выражении, для определения прибыли, подлежащей налогообложению, а также для компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов в случаях, предусмотренных настоящей главой.

4. Установленный настоящей главой специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.

5. Установленный настоящей главой специальный налоговый режим применяется в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, указанных в статье 346.36 настоящего Кодекса.

6. Установленный настоящей главой специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена настоящей главой.

7. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2010 г.;

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

водный налог;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

земельный налог;

акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями настоящей главы.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае, если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством Российской Федерации.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством Российской Федерации.

При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

8. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

абзац второй утратил силу с 1 января 2010 г.;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

налог на добавленную стоимость;

плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

9. От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации.

Перечень документов, при предоставлении которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством Российской Федерации.

10. При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении налогов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи, определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями настоящей главы, действующими на дату вступления соглашения в силу.

11. При изменении в течение срока действия соглашения наименований каких-либо из указанных в настоящем Кодексе налогов и сборов без изменения при этом элементов налогообложения такие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются при выполнении соглашения с новым наименованием.

12. В случае изменения в течение срока действия соглашения порядка уплаты налогов и сборов, а также изменения форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога (элементов обложения сбора) уплата налогов и сборов, а также представление налоговых деклараций производятся в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

13. В случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки налога на добавленную стоимость исчисление и уплата указанного налога осуществляются по налоговой ставке, установленной в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

14. В случае, если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

15. При выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений настоящего Кодекса и (или) иных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.

Комментарий к Ст. 346.35 НК РФ

Нормами комментируемой ст. 346.35 НК РФ определены основные общие положения, характеризующие специальный налоговый режим, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, установленный комментируемой гл. 26.4 НК РФ. При выполнении соглашения инвестор уплачивает:

— разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы);

— плату за геологическую информацию о недрах, ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством РФ на дату подписания соглашения;

— сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии;

— регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);

— компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам РФ в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам РФ в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством РФ.

Порядок зачисления указанных платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ определяется бюджетным законодательством РФ (п. 2 ст. 13 Закона N 225-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 764 утверждены Правила определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции.

Указанные Правила устанавливают порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции.

Инвестор компенсирует расходы, связанные с проведением поиска и разведки полезных ископаемых в пределах предоставленного ему в пользование на условиях раздела продукции участка недр, а также за его пределами, если соответствующие данные были использованы для поиска и разведки полезных ископаемых в пределах этого участка.

В состав подлежащих компенсации расходов включаются расходы на проведение:

а) общих и детальных поисков, включающих поисковые работы, проводимые при геологической

съемке масштаба 1:50 000 и крупнее;

б) разведочных работ;

в) подсчета запасов полезных ископаемых;

г) тематических и иных исследований, связанных с геологическим изучением участка недр и оценкой

его перспектив;

д) иных документально подтвержденных работ по поиску, разведке и оценке месторождений полезных ископаемых, проведенных на предоставленном инвестору в пользование на условиях раздела продукции участке недр.

В случае если проводимые за счет государственных средств работы по поиску и разведке полезных ископаемых выполнялись в пределах участка недр и за его пределами, то произведенные расходы компенсируются инвестором пропорционально доле площади участка недр в общей площади, на которой проводились работы.

Расчет сумм компенсации расходов осуществляется Федеральным агентством по недропользованию. При этом полному учету подлежат документально подтвержденные затраты на работы по поиску и разведке полезных ископаемых за все периоды их проведения.

Рассчитанная по отчетным данным сумма компенсации расходов пересчитывается на дату начала проведения переговоров о заключении соглашения о разделе продукции с использованием индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ.

В случае если документация, подтверждающая объемы выполненных работ по поиску и разведке полезных ископаемых, не содержит данных о расходах государственных средств, то при расчете сумм компенсации расходов используются данные о фактической средней стоимости единицы аналогичного вида работ в соответствующем регионе в текущем году.

Рассчитанная сумма компенсации расходов утверждается Министерством природных ресурсов РФ, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и соответствующие сведения представляются в Министерство промышленности и энергетики РФ не позднее 3 месяцев со дня образования комиссии, предусмотренной п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ.

Сумма компенсации расходов включается в состав условий российской стороны, предусматриваемых соглашением о разделе продукции.

При отказе инвестора от отдельных частей участка недр, предоставленного ему в пользование на условиях раздела продукции, пересчет и возврат уплаченных им государству в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции сумм компенсации расходов не производятся.

1. Глава 26.4 НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции, которые заключены в соответствии с Законом N 225-ФЗ и отвечают следующим условиям:

1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;

2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.

2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;

3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

В соответствии с абз. 2 подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ «О недрах» и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абз. 2 п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абз. 2 п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного п. 1 ст. 6 Закона N 225-ФЗ, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенной независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством РФ следующих условий:

— если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

— если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе РФ и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

— если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях (п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ).

Порядок заключения соглашения о разделе продукции определен в ст. 6 Закона N 225-ФЗ.

Соглашение о разделе продукции может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством РФ.

В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.

Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.

Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством РФ. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами (п. 1 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Указанная комиссия создается не позднее чем через 6 месяцев со дня объявления результатов аукциона.

В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий РФ, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.

Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения (п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством РФ (п. 4 ст. 6 Закона N 225-ФЗ в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ).

Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона (п. 5 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством РФ (п. 6 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

2. Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

соглашение о разделе продукции;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Приказом МНС России от 17 марта 2004 г. N САЭ-3-09/207 «Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также Особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения» установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиком при постановке на учет в налоговом органе при выполнении соглашений о разделе продукции одновременно с заявлением о постановке на учет.

Утверждены и введены в действие (п. 1 Приказа):

форма N 9-СРПЗ «Заявление о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при

выполнении соглашения о разделе продукции» (Приложение N 1 к Приказу); форма N 9-СРПС «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при

выполнении соглашения о разделе продукции» (Приложение N 2 к Приказу);

Особенности постановки на учет иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения (Приложение N 3 к Приказу).

При постановке на учет в налоговом органе налогоплательщик одновременно с заявлением о постановке на учет по форме N 9-СРПЗ представляет следующие документы:

копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения,

заверенную в установленном порядке; уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при

выполнении соглашения о разделе продукции в произвольной форме; соглашение о разделе продукции;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр

на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае если участок недр, предоставленный в пользование на условиях соглашения о разделе продукции, расположен на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, то постановка на учет производится в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика. Одновременно с заявлением о постановке на учет по форме N 9-СРПЗ представляются:

— уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции в произвольной форме;

— соглашение о разделе продукции;

— решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

При заключении соглашений о разделе продукции в отношении участков недр, указанных в ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую НК Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников не представляется. В ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ речь идет об участках недр, включенных до вступления в силу Федерального закона от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции и которые до дня вступления в силу этого Федерального закона были предоставлены в пользование для цели разведки и добычи полезных ископаемых на иных условиях, чем раздел продукции, в случаях, если такие участки недр расположены на континентальном шельфе РФ, в пределах исключительной экономической зоны РФ или на части дна Каспийского моря, находящегося под юрисдикцией РФ, а также в отношении участков недр, возможность разработки которых установлена международными договорами РФ.

Если в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции выступает объединение юридических лиц, не имеющее статуса юридического лица, то заявление о постановке на учет представляется каждой организацией, входящей в состав объединения юридических лиц, в налоговые органы в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 346.41 НК РФ.

При постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения о разделе продукции, одновременно с заявлениями о постановке на учет в отношении каждой организации, входящей в состав объединения юридических лиц, представляются: копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения,

заверенная в установленном порядке, — в отношении каждой организации; уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при

выполнении соглашения о разделе продукции в произвольной форме — в отношении каждой организации; соглашение о разделе продукции — в одном экземпляре;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр

на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников — в одном экземпляре (п. п. 2 — 3 Приказа).

3. В целях гл. 26.4 НК РФ цена продукции (цена нефти) применяется для определения объема компенсационной продукции, передаваемой инвестору, для раздела прибыльной продукции в стоимостном выражении, для определения прибыли, подлежащей налогообложению, а также для компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов в случаях, предусмотренных комментируемой главой НК РФ.

4. Установленный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 21 Закона N 225-ФЗ действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством РФ, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона (п. 1 ст. 21 Закона N 225-ФЗ).

Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со ст. ст. 8 и 13 Закона N 225-ФЗ не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона N 225-ФЗ (п. 2 ст. 21 Закона N 225-ФЗ).

Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 21 Закона N 225-ФЗ, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений ст. ст. 2 и 6 Закона N 225-ФЗ (п. 3 ст. 21 Закона N 225-ФЗ).

5. Установленный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим применяется в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, указанных в ст. 346.36 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.36 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Законом N 225-ФЗ.

6. Установленный гл. 26.4 специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена гл. 26.4 НК РФ.

7. При выполнении соглашения о разделе продукции, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

— государственную пошлину;

— таможенные сборы;

— налог на добавленную стоимость;

— плату за негативное воздействие на окружающую среду;

— налог на добавленную стоимость;

— налог на прибыль организаций;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— платежи за пользование природными ресурсами;

— плату за негативное воздействие на окружающую среду;

— плату за пользование водными объектами;

— государственную пошлину;

— таможенные сборы; — земельный налог.

Инвестор освобождается от уплаты региональных налогов и местных налогов и сборов в соответствии с гл. 26.4 НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Суммы уплаченных инвестором НДС, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями гл. 26.4 НК РФ.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Перечень документов, при представлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 15 утвержден Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (далее в комментируемом пункте — Перечень документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций), в соответствии с которым инвестором представляются следующие документы:

заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве

уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции, на соответствующий налоговый период (п. 1 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций); нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору исполнять обязанности налогоплательщика) (п. 2 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций); реестр основных средств, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых

исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (п.

3 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций); реестр нематериальных активов, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых

исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (п.

4 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций); реестр запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика, предназначенных

исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (п. 5 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 15 Приказом МНС России от 7 июня 2004 г. N САЭ-3-01/356@ утверждены Порядок и сроки представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (далее в комментируемом пункте — Порядок представления документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций).

Действие Порядка представления документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций распространяется на российские и иностранные юридические лица, являющиеся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», уведомившие налоговые органы о применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, в порядке, установленном п. 2 ст. 346.35 НК РФ.

Для применения Порядка представления документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, уведомление, подаваемое в порядке, установленном п. 2 ст. 346.35 НК РФ, не требуется.

Документы, поименованные в п. п. 1 — 3 Перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 15, представляются в налоговый орган, в котором инвестор состоит на учете в связи с выполнением соглашения о разделе продукции одновременно с представлением налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый отчетный период налогового периода, в котором будет применяться освобождение от налога на имущество.

В последующие отчетные периоды налогового периода и по окончании налогового периода в налоговый орган одновременно с налоговым расчетом по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (налоговой декларацией по налогу на имущество организаций) за соответствующий отчетный (налоговый) период представляются документы, поименованные в п. п. 2 и 3 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения. Перечень документов, при представлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты транспортного налога, определяется Правительством РФ. При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 14 утвержден Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции (далее в комментируемом пункте — Перечень документов для освобождения от уплаты транспортного налога), в соответствии с которым инвестором представляются следующие документы:

заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве

уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, на соответствующий налоговый период (п. 1 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога); нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору выполнять обязанности налогоплательщика) (п. 2 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога); реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно

для целей соглашения о разделе продукции, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей указанного соглашения за соответствующий период (п. 3 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога); выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие

использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции (п. 4 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 14 Приказом МНС России от 7 июня 2004 г. N САЭ-3-01/355@ (зарегистрирован в Минюсте России 7 июля 2004 г. N 5892) утверждены Порядок и сроки представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции (далее в комментируемом пункте — Порядок представления документов для освобождения от уплаты транспортного налога).

Действие Порядка представления документов для освобождения от уплаты транспортного налога распространяется на российские и иностранные юридические лица, являющиеся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», уведомившие налоговые органы о применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, в порядке, установленном п. 2 ст. 346.35 НК РФ. Для применения Порядка представления документов для освобождения от уплаты транспортного налога при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», уведомление, подаваемое в порядке, установленном п. 2 ст. 346.35 НК РФ, не требуется.

Документы, поименованные в Перечне документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 г. N 14, представляются в налоговый орган, в котором инвестор состоит на учете в связи с выполнением соглашения о разделе продукции одновременно с представлением налоговой декларации по транспортному налогу.

В случае если законом субъекта РФ установлен порядок уплаты транспортного налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода авансовых платежей по налогу, а также определены отчетные периоды, то за первый отчетный период налогового периода одновременно с представлением расчета по авансовому платежу по транспортному налогу представляются документы, поименованные в п. п. 1 — 4 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога. По окончании налогового периода в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по транспортному налогу за налоговый период представляются документы, поименованные в п. п. 2 — 4 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога.

8. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

государственную пошлину; таможенные сборы; налог на добавленную стоимость; плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных налогов и местных налогов и сборов в соответствии с гл. 26.4 НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

9. От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации.

Перечень документов, при представлении которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством РФ.

К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.

При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении налогов, указанных в п. п. 7 и 8 комментируемой ст. 346.35 НК РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями гл. 26.4 НК РФ, действующими на дату вступления конкретного соглашения о разделе продукции в силу.

10. При изменении в течение срока действия соглашения о разделе продукции наименований каких-либо из указанных в Налоговом кодексе РФ налогов и сборов без изменения при этом элементов налогообложения такие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются при выполнении соглашения с новым наименованием.

11. В случае изменения в течение срока действия соглашения о разделе продукции порядка уплаты налогов и сборов, а также изменения форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога (элементов обложения сбора) уплата налогов и сборов, а также представление налоговых деклараций производятся в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 5 Закона N 225-ФЗ срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством РФ, действующим на день заключения соглашения. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в п. 2 ст. 4 Закона N 225-ФЗ лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.

Общий порядок уплаты налогов и сборов установлен в ст. 58 НК РФ.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 НК РФ).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).

12. В случае изменения в течение срока действия соглашения о разделе продукции налоговой ставки НДС исчисление и уплата НДС осуществляются по налоговой ставке, установленной в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Налоговые ставки НДС установлены в ст. 164 НК РФ.

13. В случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных налогов и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации, полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены в ст. 12 НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. ст. 13 — 15 НК РФ.

14. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ (до 11 января 1996 г.), применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства РФ о налогах и сборах, актов законодательства субъектов РФ о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу, применяются положения, установленные таможенным законодательством.