Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:

игорный бизнес — предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр;

абзацы третий — восьмой утратили силу с 1 января 2012 г.;

игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре;

абзацы десятый — одиннадцатый утратили силу с 1 января 2012 г.

Комментарий к Ст. 364 НК РФ

Статьей 364 НК РФ введены определения фактическим 2 понятиям, которые применяются в целях исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, а именно:

а) игорный бизнес — предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр,

связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

При этом под выигрышем на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 244-ФЗ) понимаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

Обратим внимание, что Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» (далее — Закон N 198-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которыми из определения понятия «игорный бизнес» исключены положения о том, что соответствующая деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Законом N 244-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований», согласно которому деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) предусмотрена возможность осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

Согласно Письму Минфина России от 12 сентября 2013 г. N 03-01-15/37750 в целях реализации положений Закона N 54-ФЗ организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 г., то есть с даты вступления в силу изменений в Закон N 244-ФЗ, внесенных Законом N 198-ФЗ.

Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее — ОКУН).

При этом услуги по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры в перечне услуг, определенном ОКУН, отсутствуют.

Учитывая изложенное, ФНС России в Письме от 9 июня 2014 г. N ЕД-4-2/11054 «Об использовании бланков строгой отчетности» пришла к выводу, что, в целях реализации положений Закона N 54-ФЗ, организаторы азартных игр, в случае оказания услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры, обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники.

В этой связи организаторы азартных игр обязаны применять ККТ не только в случае приема денежных средств (приема ставок), но и в случае их выдачи (выплаты выигрыша).

При этом допустимо применение одной ККТ в двухсекционном режиме, а именно:

а) по первой секции отражаются операции, связанные с приемом денежных средств (приемом ставок);

б) по второй секции отражаются операции, связанные с выдачей денежных средств (выплатой

выигрыша).

В данном случае организаторам азартных игр ФНС России рекомендовала применять модели контрольно-кассовой техники, позволяющие регистрировать в фискальной памяти раздельную сумму денежных средств по итогам рабочего дня (смены) по продажам (приему денежных средств) и по покупкам (выплате выигрыша). При этом она указала, что в случае выдачи денежных средств (выплаты выигрыша) операция «возврат» не производится.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2007 г. N 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Банком России.

При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.1 Закона N 244-ФЗ организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны принимать ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность (Письмо ФНС России от 4 марта 2014 г. N ЕД-4-2/3657 «О применении контрольно-кассовой техники организаторами азартных игр»);

б) игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре.

Обратим внимание, что иные понятия, используемые в гл. 29 НК РФ, раскрыты в Законе N 244-ФЗ. Более того, в соответствии с данным Законом (ст. 9 Закона N 244-ФЗ) на территории

Российской Федерации создано 5 игорных зон: в Республике Крым, Алтайском крае, Приморском крае, Калининградской области, Краснодарском крае. Порядок создания и ликвидации игорных зон определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 376).