Статья 386. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации). При этом в отношении имущества, указанного в абзацах первом — третьем пункта 24 статьи 381 настоящего Кодекса, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не предоставляются.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

2. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, одновременно с представлением налоговой декларации представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.

4. В случае непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации в сроки, установленные настоящей статьей, налоговый орган определяет на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля не исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

При превышении суммы налога, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, над суммой налога, фактически уплаченной иностранной организацией, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по налогу.

5. Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», представляют налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Комментарий к Ст. 386 НК РФ

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утвержденного Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895) налоговая декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

— по месту нахождения российской организации;

— по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

— по месту нахождения недвижимого имущества;

— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГС); — по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

В соответствии с п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении налоговой декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления налоговой декларации.

В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налоговых доходов от налога на имущество организаций полностью или частично в бюджеты муниципальных образований, одна налоговая декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования. В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления налоговой декларации.

В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налоговых доходов от налога на имущество организаций полностью или частично в бюджеты муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, одна налоговая декларация может заполняться в отношении сумм налога, исчисленных отдельно по каждому муниципальному образованию и соответствующему ему коду по ОКТМО.

При этом одна налоговая декларация в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться только в случае, если отсутствует решение представительного органа муниципального района о зачислении доходов от налога на имущество организаций в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, по установленным нормативам отчислений от доходов от налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

При определении налоговой инспекции, в которую необходимо сдавать декларации, следует ориентироваться не на свое непосредственное местонахождение, а на территориальную компетенцию налогового органа.

Российские организации налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу в отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения.

Иностранные организации налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу в отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации.

Также иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, одновременно с представлением налоговой декларации должна представлять сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5% (абз. 2 п. 3 ст. 386 НК РФ).

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы отчетности по налогу на имущество устанавливают на федеральном уровне. Под формой отчетности по налогу на имущество организаций необходимо понимать: а) налоговую декларацию по налогу на имущество;

б) налоговый расчет по авансовым платежам (если авансовые платежи предусмотрены региональным

законом).

Обратим внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации» (далее — Закон N 268-ФЗ) ст. 381 НК РФ дополнена п. 24, в соответствии с которым организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:

а) имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

б) имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений

углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абз. 2 п. 24 ст. 381 НК РФ, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 НК РФ в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.

Одновременно Законом N 268-ФЗ в п. 4 ст. 382 НК РФ внесены изменения в части исключения стоимости имущества, указанного в абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 НК РФ, при расчете средней стоимости имущества.

Кроме того, согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 386 НК РФ (в ред. Закона N 268-ФЗ) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не представляются в отношении имущества, указанного в абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 НК РФ.

Также обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ, введенного Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации» (далее — Закон N 347-ФЗ) предусматривается, что если налогоплательщик, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенный к категории крупнейших, имеет на территории одного субъекта Российской Федерации несколько обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, или объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога, формирование налоговых деклараций (расчетов) по каждому из этих обособленных подразделений или объектов недвижимого имущества может не производиться. В этом случае налогоплательщик вправе сформировать единую налоговую декларацию (расчет) по субъекту Российской Федерации, выбрав в качестве ответственного одно из обособленных подразделений или один из объектов недвижимого имущества, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает ответственное обособленное подразделение или объект недвижимого имущества, уведомив о принятом решении налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения этого обособленного подразделения или объекта недвижимого имущества.

А в соответствии с п. 4, введенным Законом N 347-ФЗ в ст. 386 НК РФ, предусматривается, что в случае непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации в сроки, установленные ст. 386 НК РФ, налоговый орган определяет на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля не исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

При превышении суммы налога, определенной налоговым органом в соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 386 НК РФ, над суммой налога, фактически уплаченной иностранной организацией, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, недоимку по налогу.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 386 НК РФ дополняется еще одним новым пунктом — п. 5. Согласно п. 5 ст. 386 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») предусматривается, что налогоплательщики-организации, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», представляют налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.