Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 397 НК РФ

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по земельному налогу урегулированы ст. 397 НК РФ.

Представительные органы муниципальных образований своими нормативно-правовыми актами, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь законами устанавливают, как и когда должны уплачиваться налог и авансовые платежи по нему. Но, хотя они и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать уплаты налога до подачи налогоплательщиками-организациями налоговой декларации, то есть раньше 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, местные органы власти вправе установить сроки уплаты налога начиная с этой даты.

В свою очередь, срок уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Отметим, что Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ (далее — Закон N 334-ФЗ) в часть вторую НК РФ были внесены изменения в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов — не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 334-ФЗ указанные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 334-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Данная норма соответствует положениям абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ и указывает на календарную дату, начиная с которой начинают действовать положения актов законодательства о налогах.

Учитывая, что Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 декабря 2013 г., а также что налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам является календарный год, нормы по изменению сроков уплаты налогов для физических лиц вступают в силу с 1 января 2015 г.

Таким образом, обязанность уплачивать имущественные налоги по новому единому сроку возникнет у граждан начиная с 2015 г., в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 г. Данная позиция согласована с Минфином России (Письмо ФНС России от 23 апреля 2014 г. N БС-4-11/7798 «О разъяснении законодательства о налогах и сборах»).

Учитывая, что для физических лиц срок уплаты имущественных налогов установлен федеральным законодательством, ФНС России указала, что внесение изменений в нормативные правовые акты органов муниципальных образований и законы субъектов Российской Федерации в части дублирования нового срока не требуется.

Налог и авансовые платежи только организациями уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

Организация должна уплатить налог и представить налоговую декларацию:

— по месту нахождения головного офиса в отношении земельного участка по месту нахождения организации;

— по месту нахождения обособленного подразделения относительно земельного участка, предоставленного ему;

— по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Отметим, что в этом случае по указанному месту могут не находиться ни головной офис, ни обособленное подразделение.

При этом если указанные земельные участки находятся на территории одного муниципального образования, то налогоплательщик вправе уплатить налог и представить одну налоговую декларацию в налоговую инспекцию, в ведении которой оно находится.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. При этом такие налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Авансовые платежи по земельному налогу включаются в расходы по налогу на прибыль в том отчетном периоде, за который они рассчитаны.

В случае если суммы земельного налога были излишне уплачены либо взысканы, их возврат (зачет), в том числе в связи с перерасчетом, осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. указано, что исчисление земельного налога, учитываемого в составе расходов, в излишнем размере не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.