Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу

1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

2. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе — Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Комментарий к Ст. 6 НК РФ

Пункт 1 ст. 6 НК РФ устанавливает открытый перечень оснований для установления несоответствия нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу РФ.

Под нормативными правовыми актами, указанными в ст. 6 НК РФ, понимаются как законодательные акты, так и подзаконные акты.

Вышеуказанные акты могут быть признаны не соответствующими Налоговому кодексу РФ при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных в пп. 1 — 9 п. 1 ст. 6 НК РФ.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах, который отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные Налоговым кодексом РФ, также признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ.

Пункт 1 ст. 6 НК РФ содержит перечень оснований признания не соответствующими Налоговому кодексу РФ нормативных правовых актов о налогах и сборах, наличие которых так или иначе говорит о противоречии созданных таким путем нормативных правовых актов Налоговому кодексу РФ.

Нормативные правовые акты, которые разрешают запрещенные или, напротив, запрещают разрешенные Налоговым кодексом РФ действия, изменяют содержание понятий и терминов, определенных Налоговым кодексом РФ, и т.п., являются не соответствующими ему.

Нормативный акт признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ, если он вводит новые обязанности или изменяет содержание старых обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Изначально установленный приоритет НК РФ в ст. 1 НК РФ находит отражение и в последующих его статьях.

Перечень указанных оснований не является исчерпывающим и предполагает возможность оспаривания нормативных правовых актов и по иным причинам, помимо тех, которые прямо указаны в ст. 6 НК РФ.

Следует различать отмену нормативного правового акта и признание такого акта недействительным.

По общему правилу орган, принявший нормативный акт, вправе отменить принятый им акт. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие акт, не соответствующий Налоговому кодексу РФ, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Судебные органы не наделены полномочиями отменять нормативные акты.

В отношении решений судебных органов понятие обратной силы не применяется.

На основании решений судебных органов нормативный акт, признанный недействительным (не соответствующим закону), утрачивает силу.

Признание нормативного акта недействительным означает, что нормативный акт не имел правовой силы с момента его принятия. Между тем при отмене нормативного акта его действие прекращается с даты, установленной законом или отменяющим органом. Орган, отменяющий нормативный акт, однако, вправе отменить или изменить нормативный акт и с даты его принятия, то есть задним числом.

В соответствии с п. 3 ст. 6 НК РФ признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу РФ осуществляется в судебном порядке.

Ранее дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривались арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 23 «Рассмотрение дел об оспаривании нормативно-правовых актов судом по интеллектуальным правам» АПК РФ (ст. 191 АПК РФ).

В настоящее время в связи с реформой судебной системы (объединение ВАС РФ и Верховного Суда РФ) порядок оспаривания нормативных правовых актов изменился.

Так, согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

С 6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам.

Таким образом, в настоящее время высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, является именно Верховный Суд РФ.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела, в частности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Обратим также внимание, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ (п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»).

В отношении нормативных правовых актов в области таможенного дела применяются положения, установленные Законом N 311-ФЗ.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона N 311-ФЗ нормативный правовой акт Российской Федерации в области таможенного дела признается не соответствующим Закону N 311-ФЗ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом;

3) изменяет установленные таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Федеральным законом;

4) изменяет содержание понятий, определенных Законом N 311-ФЗ, либо использует эти понятия в значениях, отличных от применяемых в Законе N 311-ФЗ.

Признание нормативного правового акта Российской Федерации в области таможенного дела не соответствующим Закону N 311-ФЗ осуществляется в судебном порядке.