Статья 63 НК РФ (действующая редакция). Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов (далее — уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам, сборам, страховым взносам, а также в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1.1 настоящей статьи, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6 и 7 настоящего пункта, пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам, а также в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1.1 настоящей статьи, — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта). Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта и пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине — органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) утратил силу с 1 января 2010 г.;

6) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, — налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

7) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита — органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

1.1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса, являются:

1) при наличии условий, установленных абзацем пятнадцатым пункта 5.1 статьи 64 настоящего Кодекса, — налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;

2) при наличии условий, установленных абзацем шестнадцатым пункта 5.1 статьи 64 настоящего Кодекса, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Если в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений уполномоченных органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. Утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ.

5. Утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ.

Комментарий к Ст. 63 НК РФ

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочки, рассрочки в уплате налога и сбора, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита), — уполномоченными органами являются:

1) по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных пп. 3, 4, 6 и 7 п. 1 ст. 63 НК РФ, п. п. 2, 4 и 5 ст. 63 НК РФ), — ФНС России;

2) по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ (подразделения администраций, исполкомов и т.п. субъектов РФ — министерства, департаменты, управления финансов и т.п.), по согласованию с финансовыми органами муниципальных образований (управления администраций, мэрий, исполкомов (отделы, комитеты и т.п.)). Исключение составляет налог на прибыль. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 63 НК по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита — органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, — по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

В г. г. Москве и Санкт-Петербурге решения об изменении срока уплаты местных налогов принимаются по согласованию с финансовыми органами этих субъектов РФ, а не с финансовыми органами местных подразделений;

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы. Напомним, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органами являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 26 июля 2006 г. N 459;

региональные таможенные управления — в соответствии с Общим положением о региональном таможенном управлении, утвержденным Приказом ФТС России от 12 января 2005 г. N 7;

таможни;

таможенные посты.

Согласно ст. 133 Закона N 311-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты налогов в виде предоставления отсрочки или рассрочки их уплаты. Об этом же говорит нам ст. 83 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты суммы налогов в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. В предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов может быть отказано исключительно при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 135 Закона N 311-ФЗ.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты налогов, а в случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов — причины такого решения;

4) по государственной пошлине — органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК РФ принимать решение об изменении сроков уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина — это обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами;

5) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, — налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований)).

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, — Федеральная налоговая служба (ФНС) изменяет сроки уплаты налогов и сборов в случае:

если в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет;

если законодательство о налогах и сборах предусматривает перечисление сумм налогов и сборов в бюджеты разного уровня (в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ либо в местные бюджеты).

Финансовые органы субъектов РФ принимают участие в принятии решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в случае:

если суммы налогов и сборов должны полностью поступать в бюджет субъекта РФ;

если часть сумм налогов и сборов подлежит уплате в федеральный бюджет, часть — в местный, а оставшаяся часть — в бюджет соответствующего субъекта РФ. При этом они решают вопрос именно в отношении той части сумм налогов и сборов, которая поступает в бюджет данного субъекта РФ.

Местные финансовые органы вправе принять участие в принятии решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в случае:

если суммы налогов и сборов подлежат зачислению исключительно в местный бюджет данного муниципального образования;

если часть сумм налогов и сборов подлежит зачислению в местный бюджет, тогда как остальная часть сумм налогов и сборов подлежит зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджет субъектов РФ.

Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (например, о транспортном налоге, налоге на имущество организаций и т.п.) региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов РФ — по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ (подразделения администраций, исполкомов и т.п. субъектов РФ — министерства, департаменты, управления финансов и т.п.);

местные бюджеты — по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований (управления администраций, мэрий, исполкомов (отделы, комитеты и т.п.)).

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более 1 года, но не превышающий 3 лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ (абз. 2 п. 1 ст. 64, п. 4 ст. 63 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 63 НК РФ решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается Министерством финансов РФ в случаях, предусмотренных ст. 64.1 НК РФ.