Статья 66 НК РФ (действующая редакция). Инвестиционный налоговый кредит

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Абзац третий утратил силу.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Комментарий к Ст. 66 НК РФ

Статья 66 НК РФ дает определение такой форме изменения срока уплаты налога, как инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Таким образом, инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) только организациям;

2) инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (пп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным пп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ, представляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для целей, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ;

в) бизнес-план инвестиционного проекта (п. 5 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного Приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» (далее — Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами);

— осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов (пп. 2 п. 1 ст. 67 НК РФ).

В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным пп. 2 п. 1 ст. 67 НК РФ, представляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) бизнес-план инвестиционного проекта (п. 6 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами);

— выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (пп. 3 п. 1 ст. 67 НК РФ).

В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным пп. 3 п. 1 ст. 67 НК РФ, представляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) справка о выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении организацией особо важных услуг населению, выданная уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (п. 7 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами);

— выполнение организацией государственного оборонного заказа — государственный оборонный заказ — установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 67 НК РФ).

В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, определенному пп. 4 п. 1 ст. 67 НК РФ, представляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие указанного основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) справка о выполнении государственного оборонного заказа, выданная государственным органом власти, уполномоченным в области обеспечения выполнения государственного оборонного заказа (п. 8 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами);

— осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии и (или) к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 637 «Об утверждении Перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристик объектов, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, и Перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита» (пп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ).

В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным пп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ, представляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) бизнес-план инвестиционного проекта (п. 9 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами);

— включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом инвестиционный кредит предоставляется сроком до 10 лет (пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ, абз. 5 п. 1 ст. 66 НК РФ).

В случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ, представляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

б) бизнес-план инвестиционного проекта (п. 9.1 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами).

Документы, подтверждающие наличие одного из оснований для получения инвестиционного налогового кредита, и соответствующий бизнес-план не могут быть использованы для заключения договоров об инвестиционном налоговом кредите по другим основаниям (п. 10 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами);

3) инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

по налогу на прибыль (доход) организаций;

по региональным налогам;

по местным налогам;

4) инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. А в случае включения этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — до 10 лет (абз. 4 п. 1 ст. 66 НК РФ, абз. 5 п. 1 ст. 66 НК РФ);

5) решение предоставить инвестиционный налоговый кредит принимают уполномоченные органы, указанные в ст. 63 НК РФ.

Предоставление инвестиционного налогового кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ не предусмотрено.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом организация может и не воспользоваться этим правом либо воспользоваться этим правом частично.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите утверждена Приказом ФНС от 29 ноября 2005 г. N САЭ-3-19/622@.

Такой договор вступает в силу со дня, указанного в этом договоре, если дата его вступления не определена — с момента заключения договора: договор считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем его существенным условиям и придания договору установленной формы (ст. ст. 432 — 434 Гражданского кодекса РФ).

Уменьшение производится:

по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит;

за каждый отчетный период;

до тех пор, пока накопленная сумма кредита не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

При этом накопленная сумма кредита — это общая сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений, возникших в результате действия инвестиционного налогового кредита.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите (могут быть заключены или по одному налогу, или по нескольким видам налогов), срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

При этом увеличение накопленной суммы налогового кредита производится (при наличии нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите) в определенной последовательности:

увеличение накопленной суммы кредита производится вначале по первому из заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите. В данном случае имеется в виду договор, который вступил в силу раньше всех остальных;

после того, как накопленная сумма кредита по размеру сравняется (достигнет) с суммой кредита, указанного в договоре об инвестиционном налоговом кредите, заключенном ранее других таких договоров, можно увеличивать накопленную сумму кредита по следующему (исходя из даты заключения договора и срока его вступления в силу) договору.

Суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите (то есть той суммы налога, которую организация должна была бы уплатить, если бы ей не был предоставлен инвестиционный налоговый кредит), в любом случае:

в каждом отчетном периоде (отчетный период относится к тому виду налога, по которому предоставляется инвестиционный налоговый кредит);

независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите (по данному виду налога).

При этом накопленная сумма кредита в течение налогового периода не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате организацией за данный налоговый период. Если она превышает предельные размеры (на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода), то разница между этой и предельно допустимой суммой переносится на ближайший отчетный период. При этом данное положение применяются в том случае, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 НК РФ).

Излишне накопленная сумма кредита (образовавшаяся по итогам налогового периода) переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода в случае, если организация имела:

убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода (например, в течение двух месяцев I квартала);

либо убытки по итогам всего налогового периода (независимо от того, что таких убытков по некоторым отчетным периодом не было).