Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

1. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика.

2.1. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества принимаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения такого управляющего товарища.

В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) в первую очередь приостанавливаются операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств инвестиционного товарищества.

Если средства на счетах инвестиционного товарищества отсутствуют или их недостаточно, решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть принято в отношении счетов управляющих товарищей. При этом в первую очередь такое решение принимается в отношении счетов управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При отсутствии или недостаточности средств на счетах управляющих товарищей решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств товарищей может быть принято в отношении счетов товарищей на сумму, пропорциональную доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств управляющих товарищей и товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет средств на банковских счетах указанных лиц.

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации — в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

3.1. Решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:

1) при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;

2) при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи — не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 настоящего Кодекса, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

3.2. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

5. Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

В случае, если после принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика-организации, переводы электронных денежных средств с использованием которого приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и переводов электронных денежных средств с использованием корпоративного электронного средства платежа, имеющего измененные реквизиты.

8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

9. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронной форме в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.1. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пунктах 7 — 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

9.3. Положения пунктов 9, 9.1 и 9.2 настоящей статьи применяются также в случае приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации.

10. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке и переводов его электронных денежных средств по решению налогового органа.

11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:

1) налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;

2) индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;

4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов.

12. При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

13. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Приостановление операций участников консолидированной группы налогоплательщиков по счетам в банке производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках в соответствии с пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса.

Решения о приостановлении операций по счетам в банке ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и иных участников этой группы могут также приниматься в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в случае непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В таком случае решения о приостановлении операций по счетам в банке могут быть приняты одновременно ко всем участникам этой группы.

Комментарий к Ст. 76 НК РФ

Статьей 76 НК РФ урегулирован порядок приостановления:

а) операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств (абз. 1 п. 7 ст. 76 НК РФ);

б) переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей. Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств (абз. 4 п. 1 ст. 76 НК РФ). При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств в электронной форме дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Банком России по согласованию с ФНС России (абз. 2 п. 7 ст. 76 НК РФ).

Статьей 76 НК РФ устанавливается только 2 основания для применения правового режима приостановления операций и переводов его электронных денежных средств:

в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога;

в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации.

Понятие приостановления переводов электронных денежных средств сравнительно новое для НК РФ.

В соответствии с п. 18 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется:

а) на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

б) на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ «О внесении изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» изменена очередность списания денежных средств с банковского счета при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований.

В соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в 1-ю очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во 2-ю очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в 3-ю очередь — по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в 4-ю очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в 5-ю очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

На практике у банков возникают вопросы о порядке применения абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ и п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ в связи с неясностью используемых в них положений.

Возникают сложности в толковании положений, используемых:

а) в ст. 76 НК РФ, о том, что платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. В данном случае возникают вопросы о том, имеются ли в виду платежи, которые предшествуют только принудительному взысканию налогов в бюджет или подразумеваются также платежи, которые предшествуют добровольной уплате налогов;

б) в ст. 76 НК РФ, в части того, что имеется в виду под операциями по списанию денежных средств в счет уплаты налогов. Относятся ли к ним операции по принудительному взысканию налогов в бюджет, предусмотренные п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ в 3-й очереди, или подразумевается только добровольная уплата налогов в бюджет (пятая очередь).

Также возникают вопросы о том, распространяется ли приостановление операций по счетам на платежи, относящиеся к 3-ей очереди (например, платежи по выплате заработной платы), календарная очередность которых внутри этой очереди предшествует платежам по уплате налогов и сборов.

В связи с изложенным Банк России выпустил Письмо от 12 февраля 2014 г. N 08-45-2/767.

В нем Банк России обратил внимание на то, что в целях определения платежей, на которые не распространяется приостановление налоговыми органами операций по счетам в банках в соответствии со ст. 76 НК РФ, необходимо уточнение содержания понятия «исполнение обязанности по уплате налогов и сборов», учитывая положения п. 1 ст. 45 НК РФ о самостоятельном исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, а также п. 1 ст. 46 НК РФ, согласно которому в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.

По мнению Банка России, необходимо уточнить, в частности, относится ли к указанному понятию только добровольное исполнение указанной обязанности налогоплательщиком, осуществляемое в пятой очереди, предусмотренной п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ, или к нему также можно отнести «поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов», предусмотренные п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ в третьей очереди, которые имеют своей целью принудительное исполнение обязанности по уплате налога и сбора.

Уточнение содержания понятия «исполнение обязанности по уплате налогов и сборов» позволит определить очередь, которая предшествует указанному исполнению в случае приостановления операций по счетам в банке в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Если под исполнением обязанности по уплате налогов и сборов понимается только принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, предшествующими будут являться первая и вторая очереди, предусмотренные п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

В случае если к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов относятся и принудительное исполнение, и соответствующие распоряжения самого налогоплательщика, предшествующими будут являться первая — четвертая очереди, предусмотренные п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

По указанным вопросам применения ст. 76 НК РФ во взаимосвязи Банком России было направлено письмо в Минфин России, к компетенции которого относится толкование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, с предложением подготовить соответствующие разъяснения и довести их содержание до всех заинтересованных сторон, включая Банк России.

В настоящее время Минфин России разъясняет, что на основании п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае, предусмотренном указанным пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 названной статьи.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в 3-ю очередь.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (абз. 7 п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 23 декабря 1997 г. N 21-П, конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан, что не соответствует ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Минфин России указал, что исходя из сложившейся арбитражной практики с учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), предшествует платежам в бюджетную систему Российской Федерации, если платежные документы по оплате труда с этими лицами поступили в банк раньше поручений налоговых органов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации или если такие поручения налоговых органов в банк не поступали.

Учитывая изложенное, Минфин России пришел к выводу, что в соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ исполнение требований по списанию денежных средств, предусмотренных в 1-ю, 2-ю и 3-ю (если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации) очереди, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в принудительном порядке посредством взыскания этих платежей.

Следовательно, по мнению Минфина России, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятого в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ, расходные операции по требованиям, относящимся к 3-й очереди и предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление налогов и сборов, не приостанавливаются.

В соответствии со сложившейся арбитражной практикой в отношении применения п. 3 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету налогоплательщика по причине непредставления им налоговой декларации определяется судами как мера не обеспечительного, а организационного характера.

Следовательно, по мнению Минфина России, приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации при отсутствии поручений налоговых органов на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации не может препятствовать перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

Вышеизложенная позиция Минфин России изложена им в Письме от 1 августа 2014 г. N 03-02-07/1/38070.

В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (далее — Приказ ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@).

Согласно абз. 3 и 4 п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление означает:

а) прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ. Указанное происходит в случае, если осуществляется приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;

б) прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. Указанное происходит в случае, если осуществляется приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации.

Приостановление операций может осуществляться и в отношении:

а) валютных счетов налогоплательщика. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика (абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ);

б) электронных денежных средств в иностранной валюте. Приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте налогоплательщика-организации означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика (абз. 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).

В п. 2 ст. 76 НК РФ закреплена норма, что в случае принятия налоговым органом решения о приостановлении операций для обеспечения исполнения решения о взыскании налога оно действует только в пределах суммы, прямо указанной в решении о приостановлении операций.

Поясним ситуацию на примере.

Пример. В связи с невыполнением ООО «Ромашка» требования налогового органа об уплате налога в сумме 100 000 руб., пеней в сумме 3000 руб., штрафных санкций в сумме 20 000 руб. налоговый орган принял решение о приостановлении операций по расчетному счету ООО «Ромашка».

В решении указано, что его действие распространяется в пределах 123 000 руб. (100 000 + 3000 + 20 000).

На момент получения банком решения остаток на расчетном счете ООО «Ромашка» — 250 000 руб.

Таким образом, 123 000 руб. находятся в правовом режиме приостановления операций, а 127 000 руб. ООО «Ромашка» вправе распоряжаться свободно.

К случаям, когда налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счету, относятся:

1) неисполнение организацией-налогоплательщиком, а также неисполнение налоговым агентом решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п. п. 1, 2, 11 ст. 76 НК РФ);

2) неисполнение организацией-налогоплательщиком, а также неисполнение налоговым агентом обязанности по представлению налоговой декларации в срок, установленный для ее представления. Обратим внимание: п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н, перечислен ряд оснований для отказа в приеме налоговой декларации. Таким образом, пропуск срока представления налоговой декларации, повлекший приостановление операций по счету, может быть обусловлен наличием одной из указанных причин для отказа в представлении налоговой декларации (Письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. N 03-02-07/1/25589);

3) принятие налоговым органом после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) мер, направленных на обеспечение исполнения названных решений. В качестве одной из таких мер является приостановление операций по счетам в банке (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). При этом отметим, что приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом Минфин России отмечал, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено такого основания для приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках, как непредставление налогоплательщиками в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. N 03-02-07/1/25590).

Еще раз обратим внимание, что решение о приостановлении операций в пределах суммы применяется только в случае принятия налоговым органом решения о приостановлении операций для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Если операции приостановлены в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации, то лимит, на который распространяется решение о приостановлении операций, не устанавливается.

Данную поправку следует рассматривать в системной связи с механизмом отмены решения о приостановлении операций в случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, превышает указанную в решении сумму, закрепленным в п. 9 ст. 76 НК РФ.

Указанный механизм состоит в следующем. Если общая сумма денежных средств налогоплательщика организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в 2-дневный срок со дня получения указанного заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения сумм денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение 2 дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (абз. 4 п. 9 ст. 76 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ с учетом ст. 6.1 НК РФ такой срок составит 10 календарных дней.

Формы решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз. 4 п. 4 ст. 76 НК РФ).

К такому документу относится Приказ ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (далее — Приказ ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@), которым утверждены:

форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (Приложение N 7 к Приказу ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@);

форма решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (Приложение N 8 к Приказу ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@).

Согласно п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение 3 дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Помимо вышеизложенного, ст. 76 НК РФ предусматривает, что у налогоплательщика возникает право на получение процентов в случае, если налоговый орган допустит нарушения, связанные с порядком приостановления операций по банковскому счету.

Так, налогоплательщик имеет право на получение процентов:

1) в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления. В этом случае начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока (абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ);

2) в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа. В этом случае начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации (абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Порядок расчета процентов может быть представлен в таком случае в следующем виде:

Сумма денежных

Проценты, которые средств, Количество

полагаются = в отношении x календарных x

налогоплательщику <*> которых дней <**>

действовал режим

приостановления

Ставка Количество

x рефинансирования : календарных

Банка России <***> дней в году

———————————

При этом:

<*> под процентами, которые полагаются налогоплательщику, подразумеваются:

а) проценты, которые полагаются налогоплательщику за нарушение налоговым органом сроков разблокировки операций по банковскому счету в соответствии с абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ, а именно за:

нарушение срока отмены решения о приостановлении по счетам налогоплательщика в банке;

нарушение срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;

б) проценты, которые полагаются налогоплательщику за неправомерное приостановление операций по банковскому счету в соответствии с абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ;

<**> под количеством календарных дней подразумевается:

а) количество календарных дней нарушения порядка разблокировки банковского счета, указанных в абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ, а именно:

календарные дни, на количество которых пришлось нарушение срока отмены решения о приостановлении по счетам налогоплательщика в банке;

календарные дни, на количество которых пришлось нарушение срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;

б) количество календарных дней неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, указанных в абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ;

<***> под ставкой рефинансирования подразумевается:

а) ставка рефинансирования Банка России, установленная абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ, а именно:

действовавшая в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;

действовавшая в дни нарушения налоговым органом срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;

б) ставка рефинансирования Банка России, установленная абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ, действовавшая в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Вышеуказанные положения о порядке уплаты процентов применяются также и в случае приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации (п. 9.3 ст. 76 НК РФ).

Отметим, что с начала 2015 г. положения ст. 76 НК РФ претерпят некоторые изменения.

Связаны они с принятием Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон N 134-ФЗ).

Так, положения п. 3 ст. 76 НК РФ будут изложены в следующей редакции:

«Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

1) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации — в течение 3 лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

2) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом».

Также в ст. 76 НК РФ будет введен п. 3.1, положениями которого будет предусмотрено, что: решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:

1) при принятии решения на основании пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ — не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;

2) при принятии решения на основании пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ — не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

днем передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

днем представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Также в новой редакции будет изложен п. 11 ст. 76 НК РФ. Им будет предусмотрено, что правила, установленные ст. 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:

1) налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;

2) индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

3) организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса;

4) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов.

Отметим, что с 5 декабря 2014 г. согласно п. 12 ст. 76 НК РФ (в ред. Закона 347-ФЗ) при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам не только счета, но и вклады и депозиты.