Статья 299.4 НК РФ (действующая редакция). Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

1. При определении налоговой базы в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса к расходам налогоплательщика, указанного в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, относятся обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные налогоплательщиком, если эти расходы связаны с осуществлением таким налогоплательщиком деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья. При этом расходы, понесенные при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. К расходам налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, относятся, в частности, следующие виды расходов, понесенных ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья:

1) расходы на освоение природных ресурсов на участке недр, в границах которого осуществляется деятельность, связанная с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 статьи 261 настоящего Кодекса;

2) расходы в виде процентов по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам в случае, если соответствующие заемные средства были привлечены для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

3) расходы в виде сумм дебиторской задолженности по займу, кредиту или другим долговым обязательствам (включая суммы начисленных процентов), списанной в связи с прощением долга либо по иным основаниям, если соответствующие заемные средства были предоставлены налогоплательщику, указанному в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении которого определяется налоговая база;

4) расходы на доставку (транспортировку) углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (сжиженного природного газа, стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов) получателям;

5) расходы организации — оператора нового морского месторождения углеводородного сырья в виде компенсации понесенных ранее расходов организации — владельца лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья, связанных с получением такой лицензии. К расходам, указанным в настоящем подпункте, относятся, в частности, платежи (бонусы, компенсации) за коммерческое открытие нового морского месторождения углеводородного сырья на соответствующем участке недр, а также любые другие аналогичные платежи;

6) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей при переоценке требований (обязательств), за исключением переоценки выданных (полученных) авансов, включая задолженность по уплате процентов, если соответствующие требования (обязательства) возникли в связи с осуществлением деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

3. К расходам, указанным в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, относятся, в частности, расходы на доставку (транспортировку) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг, а также расходы на сжижение и регазификацию газа природного горючего. При этом в состав расходов на доставку (транспортировку) не включается сумма амортизации по основным средствам, принадлежащим налогоплательщику, указанному в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и используемым при доставке (транспортировке) углеводородного сырья.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

4. Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или к иной деятельности налогоплательщика, а также расходы, относящиеся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой в отношении нескольких месторождений, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями статьи 275.2 настоящего Кодекса в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с порядком распределения расходов. Указанный порядок устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее пяти налоговых периодов.

5. Налогоплательщик вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о согласовании порядка распределения расходов, указанного в пункте 4 настоящей статьи. Форма заявления и порядок согласования указанного порядка устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Ст. 299.4 НК РФ

Статья 299.4 НК РФ посвящена особенностям определения расходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

В соответствии с п. 1 ст. 299.4 НК РФ при определении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, к расходам налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, относятся обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные налогоплательщиком, если эти расходы связаны с осуществлением таким налогоплательщиком деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

При этом расходы, понесенные при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяются с учетом особенностей, установленных ст. 299.4 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 299.4 НК РФ к расходам налогоплательщиков, указанных в

п. 1 ст. 275.2 НК РФ, относятся, в частности, следующие виды расходов, понесенных ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья:

1) расходы на освоение природных ресурсов на участке недр, в границах которого осуществляется деятельность, связанная с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья, с учетом особенностей, установленных п. 7 ст. 261 настоящего Кодекса;

2) расходы в виде процентов по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам в случае, если соответствующие заемные средства были привлечены для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

3) расходы в виде сумм дебиторской задолженности по займу, кредиту или другим долговым обязательствам (включая суммы начисленных процентов), списанной в связи с прощением долга либо по иным основаниям, если соответствующие заемные средства были предоставлены налогоплательщику, указанному в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении которого определяется налоговая база;

4) расходы на доставку (транспортировку) углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (сжиженного природного газа, стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов) получателям.

К указанным расходам на доставку относятся, в частности, расходы на доставку (транспортировку) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг, а также расходы на сжижение и регазификацию газа природного горючего. При этом в состав расходов на доставку (транспортировку) не включается сумма амортизации по основным средствам, принадлежащим налогоплательщику, указанному в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и используемым при доставке (транспортировке) углеводородного сырья;

5) расходы организации — оператора нового морского месторождения углеводородного сырья в виде компенсации понесенных ранее расходов организации — владельца лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья, связанных с получением такой лицензии. К расходам, указанным в данном случае, относятся, в частности, платежи (бонусы, компенсации) за коммерческое открытие нового морского месторождения углеводородного сырья на соответствующем участке недр, а также любые другие аналогичные платежи.

В соответствии с п. 4 ст. 299.4 НК РФ расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или к иной деятельности налогоплательщика, а также расходы, относящиеся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой в отношении нескольких месторождений, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями ст. 275.2 НК РФ в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с порядком распределения расходов. Указанный порядок устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее 5 налоговых периодов.

Пунктом 5 ст. 299.4 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе согласовать с налоговыми органами порядок распределения соответствующих расходов, представив заявление.

Следовательно, налогоплательщик должен в целях налогообложения прибыли организаций определить порядок распределения расходов, указанных в п. 4 ст. 299.4 НК РФ, который может применяться без согласования с налоговыми органами, но должен быть отражен в учетной политике налогоплательщика.

В соответствии с п. 5 ст. 299.4 НК РФ Приказом ФНС России от 30 июня 2014 г. N ММВ-7-3/341@ «Об утверждении формы заявления и Порядка согласования порядка распределения расходов» утверждены:

а) форма заявления о согласовании порядка распределения расходов;

б) Порядок согласования порядка распределения расходов (далее — Порядок согласования порядка

распределения расходов).

В соответствии с п. 2 Порядка согласования порядка распределения расходов в заявлении о согласовании порядка распределения расходов отражаются основные сведения о налогоплательщике.

В представленном заявлением на согласование порядке распределения расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или к иной деятельности налогоплательщика, а также расходов, относящихся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой в отношении нескольких месторождений, следует отразить:

а) перечень видов расходов (объект распределения);

б) описание расчета доли для распределения расходов (формулу);

в) характеристику показателей, участвующих в формуле расчета, включая наименования

показателей, единицы измерения (оценку);

г) период, за который формируется показатель, либо дату, по состоянию на которую он

рассматривается;

д) письменные пояснения, обосновывающие предлагаемый порядок распределения.

К заявлению необходимо приложить формы используемых налогоплательщиком в хозяйственной жизни документов, которые будут являться источником информации, подтверждающей (фиксирующей, формирующей) данные о размерах всех участвующих в расчете показателей. Например, шаблоны специальных регистров налогового учета, содержащие ссылки на показатели, участвующие в распределении расходов и отраженные либо в первичных учетных документах, либо в регистрах аналитического (синтетического) учета.

Налогоплательщики вправе приложить иные документы (пояснения), отражающие и (или) обосновывающие согласовываемый порядок распределения расходов.

Заявление должно быть направлено в ФНС России в 2-х экземплярах за подписью руководителя организации (уполномоченного представителя), заверенное печатью, с целью возврата налогоплательщику одного из них с соответствующей отметкой о согласовании.

Заявление может быть представлено налогоплательщиком на бумажном носителе лично (через представителя) или направлено почтовым отправлением.

В соответствии с п. 12 Порядка согласования порядка распределения расходов по итогам рассмотрения заявления налоговый орган согласовывает порядок распределения расходов либо формирует письмо с мотивированным отказом в его согласовании.

Основанием для отказа в согласовании порядка распределения расходов может являться следующее:

отсутствие в заявлении указания полного наименования организации и (или) печати организации,

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и (или) код причины постановки на учет (КПП); отсутствие в заявлении подписи и (или) указания фамилии и инициалов руководителя организации

(представителя организации), представившего и (или) подписавшего заявление;

непредставление уполномоченным представителем налогоплательщика документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего заявления; на момент рассмотрения налогоплательщик не соответствует требованиям п. 1 ст. 275.2 Налогового

кодекса РФ; выбранный в п. 5 заявления период применения порядка распределения расходов распространяется

на истекшие налоговые (отчетные) периоды; сведения, предусмотренные п. п. 3, 4 разд. II Порядка согласования порядка распределения расходов,

не представлены или не позволяют обосновать порядок распределения расходов; в заявлении и (или) представленных документах содержатся недостоверные сведения.

На последнем листе разд. 2 заявления налоговым органом заполняется поле «Согласовывается» («Возвращается без согласования»).

Один экземпляр заявления с заполненным полем «Согласовывается» («Возвращается без согласования») в разд. 2 заявления, а при отказе в согласовании также письмо с мотивированным отказом, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты, указанной в поле «Согласовывается» («Возвращается без согласования») в разд. 2 заявления, вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

Копия заявления с отметкой о согласовании или о возврате без согласования и копия письма с мотивированным отказом направляются в адрес ФНС России.

В случае возврата заявления без согласования налогоплательщик вправе после его доработки

повторно обратиться с заявлением, представив при необходимости дополнительную информацию.