1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе — единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
3. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
5. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Комментарий к Ст. 346.1 НК РФ
В соответствии с п. 1 ст. 346.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается Налоговым кодексом РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 2 ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с гл. 26.1 НК РФ, осуществляют переход на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке.
Понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя содержится в ст. 346.2 НК РФ.
Специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, до начала 2015 г. освобождались от обязанности по уплате:
— налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ); — налога на имущество организаций.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:
— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);
— налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
При этом и те и другие не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).
Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями п. 3 ст. 346.1 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что:
1) организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ);
2) индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).
Также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей налоговых агентов. А с 1 января 2015 г. к указанным обязанностям добавляются еще обязанности контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний (п. 4 ст. 346.1 НК РФ).
Обратим внимание, что согласно п. 2 ст. 411 НК РФ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), освобождаются от уплаты торгового сбора, введенного гл. 33 НК РФ, по видам предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен торговый сбор.
Отметим, что одно время среди законодателей обсуждался вопрос об отмене системы налогообложения в виде ЕСХН.
При этом Минсельхоз России не поддерживал предложение об отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).
К его аргументам в пользу сохранения этого спецрежима относятся аргументы о том, что:
— в соответствии со ст. ст. 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2013 г. единый сельскохозяйственный налог в размере 100% зачисляется в бюджеты городских округов, в местные бюджеты. В связи с этим отмена единого сельскохозяйственного налога окажет отрицательное влияние на доходы местных бюджетов;
— согласно данным отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленным органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации, за 2011 г., 14 581 сельскохозяйственный товаропроизводитель (68% от общего их числа) является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога, выручка от реализации продукции их составляет 46% от общей выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Минфин России же придерживается другой точки зрения. При этом он приводит аргументы о том, что
п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вносится изменение в ст. 284 НК РФ в части установления с 1 января 2013 г. для сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговой ставки в размере 0% без ограничения срока ее действия. Установление на бессрочной основе нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей (мера, которая принималась как временная — на период перехода сельскохозяйственных производителей на новый налоговый режим) позволяет признать правомерной постановку вопроса об отмене системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который может быть рассмотрен с учетом динамики численности налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога в 2013 — 2014 гг.
(Письмо Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-00-08/33).