1. Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Комментарий к Ст. 399 НК РФ
В связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ была включена новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».
Указанный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых с физических лиц вне зависимости от факта использования имущества.
Целью введения нового налога на имущество физических лиц является не повышение налоговой нагрузки на граждан, а переход к более справедливому налогообложению. На это обратил внимание Минфин России в своем Письме от 14 октября 2014 г. N 03-05-06-01/51651.
В связи с этим Законом N 284-ФЗ предусмотрены обязательные на всей территории Российской Федерации меры социальной защиты населения:
1) в отношении объектов жилого назначения предусмотрены налоговые вычеты. Например, в отношении квартиры предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома — 50 квадратных метров;
2) для тех категорий граждан, которые в настоящее время освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц (в частности, пенсионеров), предусмотрены налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного из объектов капитального строительства (например, на квартиру) по выбору налогоплательщика;
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
3) в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков после введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога.
Кроме того, Законом N 284-ФЗ предоставлены достаточно широкие полномочия по установлению налога субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.
Так, по решению субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действующего порядка).
По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.
Законом N 284-ФЗ одновременно предусмотрена отмена с 1 января 2015 г. Закона Российской
Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).
Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц, установленному гл. 32 НК РФ, признается:
а) инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании
последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.;
б) или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет
принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц:
а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований;
б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
в) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В том случае, если в субъекте Российской Федерации планируется применение с 1 января 2015 г. налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц, соответствующий акт органа власти субъекта Российской Федерации об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц должен быть опубликован в срок до 20 ноября 2014 г.
В случае если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
При этом всеми муниципальными образованиями должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц и опубликованы не позднее 1 декабря 2014 г. независимо от того, каким образом будет определяться налоговая база: исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, ФНС России в Письме от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/21489@ «О налоге на имущество физических лиц» указал, что Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо:
а) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о возможности введения на территориях субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 г. налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества;
б) до 5 декабря 2014 г. направить реквизиты утвержденного нормативного правового акта органа власти субъекта Российской Федерации (при наличии) и представить информацию о прогнозируемых поступлениях налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости за налоговый период
2015 г.;
в) до 5 декабря 2014 г. направить сведения об элементах налогообложения налогом на имущество физических лиц, установленные нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, по форме, заполняемой для актуализации сведений в сервисе «Имущественные налоги: ставки и льготы» (в формате Excel) (независимо от установленной налоговой базы).
Отметим, что по состоянию на конец ноября 2014 г. муниципальными образованиями уже должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц.
Например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ Советом депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 30 октября 2014 г.
N 4/20 было принято Решение «Об установлении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости на территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области».
Или, например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 18 октября 2014 г. N 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Уставом муниципального образования «Городское поселение Красногорск» Красногорского муниципального района Московской области Совет депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО принял Решение от 31 октября 2014 г. N 55/3 «О налоге на имущество физических лиц».
Также отметим, что принят Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 «О налоге на имущество физических лиц» (далее — Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 399 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество физических лиц:
а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации
— Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и
законами указанных субъектов Российской Федерации Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
в) и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с п. 2 ст. 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 НК РФ.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.