Статья 51 НК РФ (действующая редакция). Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица

1. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

2. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

3. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.

При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

4. Лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящей статьей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные настоящим Кодексом, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при исполнении обязанности по уплате страховых взносов.

Комментарий к Ст. 51 НК РФ

Реорганизация является способом как прекращения действующих юридических лиц, так и возникновения новых.

Ранее реорганизация согласно гражданскому законодательству могла быть осуществлена в 5 формах, а именно:

1) слияния. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходили ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (ст. 57, п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ);

2) присоединения. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходили права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 57, п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ);

3) разделения. При разделении юридического лица его права и обязанности переходили к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (ст. 57, п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса РФ);

4) выделения. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходили права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (ст. 57, п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ);

5) преобразования. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (ст. 57, п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, согласно п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) предусматривались 2 документа, которые должны были содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Ими являлись:

1) передаточный акт;

2) разделительный баланс.

В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) передаточный акт — документ, который определял права и обязанности юридического лица при реорганизации, осуществляемой в форме:

1) слияния;

2) присоединения;

3) преобразования.

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) разделительный баланс — документ, который определял права и обязанности юридического лица при реорганизации, осуществляемой в форме:

1) разделения;

2) выделения.

Однако с 1 сентября 2014 г. положения ст. ст. 58, 59 Гражданского кодекса РФ стали действовать в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ).

С 1 сентября 2014 г. реорганизация также может быть осуществлена в 5 формах: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Однако Закон N 99-ФЗ исключил из положений части первой Гражданского кодекса РФ упоминания о разделительном балансе.

Согласно положениям ст. ст. 58, 59 Гражданского кодекса РФ, которые начали действовать с 1 сентября 2014 г., документом, который определяет права и обязанности юридических лиц при реорганизации, стал являться только передаточный акт.

При этом передаточный акт в качестве документа, определяющего права и обязанности реорганизуемых и (или) реорганизованных организаций, указан не для всех форм реорганизации юридических лиц.

В настоящее время передаточный акт должен использоваться как документ, определяющий права и обязанности организаций только при их реорганизации, осуществляемой в форме:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

1) разделения;

2) выделения.

Для реорганизации, осуществляемой в форме слияния, присоединения, преобразования, положения ст. 58 Гражданского кодекса РФ (действующей в редакции Закона N 99-ФЗ) не содержат требований о необходимости составлять передаточный акт.

В соответствии со ст. 59 Гражданского кодекса РФ передаточный акт должен содержать положения о:

1) правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;

2) а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается:

а) учредителями (участниками) юридического лица

б) или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица.

Передаточный акт должен представляться вместе с учредительными документами для:

а) государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;

б) или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица повлекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Отметим, что остальные нормативные акты в настоящий момент пока не приведены в соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса РФ.

Например, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) в числе документов, которые должны быть представлены для государственной регистрации реорганизации юридического лица, входит не только передаточный акт, но и разделительный баланс (пп. «д» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Упоминания о разделительном балансе остались также в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Вышеуказанные законодательные акты, на наш взгляд, в ближайшее время должны быть приведены в соответствие с части первой Гражданского кодекса РФ.

Также обратим внимание, что ранее форма разделительного баланса, а в настоящее время — и форма передаточного акта законодательно не утверждены.

Однако продолжают действовать Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» (далее — Методические указания).

В Методических указаниях определен порядок составления передаточного акта и разделительного баланса, заключительной бухгалтерской отчетности и отражения полученного имущества в бухгалтерском учете предприятия-правопреемника.

Напомним, что правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Исходя из п. 4 Методических указаний, а также с учетом положений п. п. 3 и 4 ст. 58 Гражданского кодекса РФ, следует, что передаточный акт может включать:

а) бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

б) акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

в) первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

г) расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.;

д) документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ в соответствии с законодательством Российской Федерации:

о вновь возникших организациях при реорганизации в форме выделения, разделения.

Дата утверждения передаточного акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации, с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

Составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией.

Оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, — по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

При оценке передаваемого в ходе реорганизации имущества по решению (договору) учредителей по остаточной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) отражение в передаточном акте реорганизуемой организации передаваемого имущества производится в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.

В соответствии с решением (договором) учредителей оценка передаваемого при реорганизации имущества по текущей рыночной стоимости может быть произведена реорганизуемой организацией при составлении передаточного акта.

Вышеуказанные рекомендации следуют из п. п. 5 — 7 Методических указаний.

В соответствии с комментируемой статьей на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается:

исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени (ст. 75 НК РФ и комментарий к ней), причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям;

обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает.

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Сроки исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов определяются по правилам ст. 57 НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Кодексом применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее 1 месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 50 НК РФ (п. 10 ст. 50 НК РФ).

Налоговый орган обязан сообщить правопреемнику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или правопреемника может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления правопреемника (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания налоговым органом и этим правопреемником акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления правопреемника по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему РФ, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

Налоговый орган обязан в письменной форме проинформировать правопреемника о вынесенном решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном гл. 12 НК РФ. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом правопреемнику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Зачет или возврат излишне уплаченной или взысканной суммы налога (пеней, штрафов) производится в валюте РФ. В случае если уплата налога (пеней, штрафов) производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте РФ по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при определении правопреемника (правопреемников) иностранной организации (в том числе и той из них, которая не обладает статусом юридического лица), реорганизованной в соответствии с законодательством иностранного государства. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу.