1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Комментарий к Ст. 87 НК РФ
В ст. 87 НК РФ законодатель определяет, что одной из форм налогового контроля является налоговая проверка. Проверки бывают камеральные и выездные.
Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда в организацию.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по местонахождению фирмы. Впрочем, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.
У налогоплательщиков нередко возникают вопросы о том, могут ли в отношении них и камеральная, и выездная налоговая проверки быть проведены в одно время, по одному налогу и за один налоговый период.
Как указала ФНС России в Письме от 13 марта 2014 г. N ЕД-4-2/4529, законодательство РФ о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Так, ст. 89 НК РФ ограничивает лишь проведение 2 и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Пункт 1 ст. 89 НК РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.
Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размеры выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.
Таким образом, согласно выводам ФНС России, налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.